Амурский областной театр кукол
Еще в докарантинные времена удалось увидеть восемь спектаклей этого и прошлого сезонов Амурского областного театра кукол в городе Благовещенске. Во второй из поездок вирус уже догонял дальневосточные окраины; привычная бойкая торговая жизнь в приграничном с Китаем городе затихла.
Театр активно сотрудничает с приглашенными режиссерами. Режиссер Алексей Смирнов работал в Московском областном государственном театре кукол, Ярославском государственном театре кукол, много ставит в разных российских городах. Впервые увидела его спектакль в Амурском театре кукол в 2013 году, это был «Оскар и Розовая дама». В постановке режиссер активно использовал богатые возможности театра кукол: живой план, театр теней и разнообразные куклы. Остается верен этой тенденции и сегодня.
Спектакль «Картонное сердце» поставлен режиссером А. Смирновым по одноименному произведению Константина Сергиенко. Это сложный текст с большим количеством сюжетных линий. Много и героев; главный — Картонный Человек, словоохотливый Деревянный Ящик, стерегущий его Замок. В повести-сказке есть два кота: Умник и Проказник, а также Пёс — представители животного мира. А дальше люди: Дворник, Девочка, печальный папа Доктор и Астроном.
С одной стороны, именно непростая литературная основа задала сложности инсценировки. Постановщикам не удалось в совершенной форме перевести прозу в пьесу.
С другой стороны, разнообразие персонажей дало возможность перенести этот материал в театр кукол. Художник Катерина Петухова, частый соавтор режиссера, придумала самые разнообразные куклы. Перчаточные Коты (актеры Наталья Косова и Максим Машкин) и Пес (актер Владимир Бугаёв) органично существуют рядом с Девочкой (актриса Елена Бреус), которая работает в живом плане и планшетной куклой.
«Картонное сердце». Фото из архива театра.
Простая плоская кукла не более полуметра Картонный человек (актер Эдуард Журавлев) появляется в самом начале, его «создают» актеры — заставляют ожить подвижные ручки и ножки, одевают в костюм, и он становится персонажем спектакля. Деревянный Ящик, Замок — это, конечно, предметы, которые оживают, трансформируются по ходу действия.
Режиссер понимает сложности переноса прозы в пьесу и ищет выход, вводя Рассказчика, но он то и дело меняется по ходу спектакля. Вначале это Автор (актер Алексей Ларионов), который сочиняет сказку буквально на наших глазах, печатая ее на пишущей машинке, затем Рассказчиком становится папа Девочки — Доктор, к нему подключается Астроном. И сами герои зачастую становятся рассказчиками.
Конфликт в спектакле завязан на противостоянии Котов и Пса, которые завернули интригу, и из-за них тяжело заболела Девочка. Но проявляется конфликт лишь во втором действии, а в первом только разворачивается длинная экспозиция, иллюстрирующая персонажей. К этой же иллюстративной функции можно отнести и видеоряд спектакля: сказано «идет дождь» — пустили мультипликационный дождь, действие происходит в городе — на заднике картинка современного города. Хотя есть и фантазийные сцены, отображенные видеорядом, например сон. Зачастую главный герой Картонный человек теряется в сложном сюжетном ходе повествования. Так, в спектакле есть сцена посадки деревьев, которая выстроена в духе бытового субботника, еще и звучит «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей…». Ритм спектаклю режиссер пытается задать при помощи частой смены световой и цветовой картинки, но зачастую она лишь техническое средство.
Когда, наконец, Доктор нашел способ вылечить недуг дочери, когда там, где плакал Картонный человек, вырос цветок, способный спасти мир — наступает развязка.
Картонный человек взлетел, театр сделал это при помощи струны, по которой летит кукла, развевается красный платок — сердце Картонного человека. Он сгорает. Астроном называет открытую звезду именем Картонного человека. Автор допечатывает сказку, звучит текст начала повести, повторяется первая сцена. Размеренная, неторопливая структура повести задала тон грустной истории о самопожертвовании и спектаклю.
Спектакль «Маленький принц» по Антуану де Сент-Экзюпери Алексей Смирнов поставил в соавторстве с художником Еленой Кучеровой и композитором Николаем Морозовым.
В спектакле сложная многослойная сценография. Многослойная в буквальном смысле слова — вначале это ширма с детским рисунком, своеобразный пролог, когда Летчик (актер Максим Машкин) погружает нас в книгу.
Вообще текст повести становится структурообразующим в спектакле. Режиссер доносит его подробно и вдумчиво, практически без сокращений. Весь текст в спектакле звучит на фонограмме, он становится как бы партитурой для пластики актеров и кукол.
Итак, после пролога с ширмой, в котором нам указали, что будет подробный разговор со зрителем, действие переносится в условное театральное пространство. Оно создано при помощи штанкетов с укрепленной тканью, выстраивающихся ступенями и создающих видеофон для происходящего действия. Режиссер, безусловно, отдает предпочтение визуальной стороне. Иногда она интересна и атмосферна, как, например, бескрайняя пустыня, а зачастую выглядит как компьютерные купажи и перегружает визуальный ряд. Самыми «выдуманными» режиссером и художником оказались странствия Маленького принца между планетами в черном кабинете. Надо сказать, что художник и режиссер справедливо доверились рисункам Экзюпери в том, как изображены планеты и их обитатели. В этом следовании автору заключена текстоцентричность спектакля.
«Маленький принц». Фото из архива театра.
Атмосфера полета создается театральными средствами: сквозь прозрачный супер появляется очередная планета и ее обитатель и герой-кукла, а Маленький принц подлетает к ней на крошечном кораблике-ракете со штурвалом и крыльями, в котором помещается только он один, и забавно машет ручками, управляя своим волшебным транспортным средством. Исполнители главных ролей Лариса Бугаёва — Маленький принц, Полина Сидоренко — Змея, Анна Никитина — Роза существуют в слаженном ансамбле.
Освоение великого текста, осмысление его глубины и значимости — задача многотрудная, но прекрасная. Пока театр еще на пути…
В последние годы Амурский театр кукол активно сотрудничает с режиссером Чакчи Фросноккерс, он же Дима Петров, художественный руководитель санкт-петербургского Малого театра кукол.
Во время этого моего визита в Амурский театр кукол режиссеры Алексей Смирнов и Чакчи Фросноккерс предстали некими антиподами. В отличие от текстоосновывающегося Алексея, Чакчи предстает фантазером, для которого литературная основа — только повод для спектакля. Наверное, эту мысль подтверждает и его игровой театральный псевдоним.
Спектакль «Господа Скотинины» создан режиссером Чакчи Фросноккерсом по мотивам пьесы Дениса Фонвизина «Недоросль», художник спектакля — Ульяна Елизарова.
В спектакле значительно сокращен текст, явно отдано предпочтение пластическому рисунку. Много фантазийных сцен-сновидений, в них и проявляется сущность персонажей, изложенная в динамичных смешных потасовках, погонях. Белые кубы, на которые то и дело, как на котурны, пытаются встать актеры, дополнены белыми же «стогами», которые являются не указанием на место действия (имение госпожи Простаковой), а препятствиями на пути взбалмошных героев к цели. С ними сражаются, ими дерутся. Художник превращает актеров в кукол; на них светлые костюмы телесных оттенков, стилизованные под эпоху, высокие белые парики-шапки и выбеленные лица-маски. А планшетные куклы — это карикатуры на актеров. То есть нет связи с реальностью, не рассказывают давнюю историю как фонвизинское назидание, а играют в забавную театральную игру, в которой все возможно. Так, например, Софья (актриса Елена Бреус), настоящая оторва, носится кругами, поет оперу дурным голосом. Есть в спектакле и проблема — не вполне удается преодолеть трактовку традиционных персонажей лишь маской, не вкладываются они в рамки открытой театральной игры. Вот и Стародум так и останется куклой, наверное, потому что уж совсем не переделать в человека старого моралиста. Чувствуется, что не освоен актерами в полной мере треугольник актер — персонаж — маска.
Эта забавная, не лишенная лихой выдумки попытка осмыслить классический текст Фонвизина хороша по своей сути и, что очевидно на спектакле, находит зрительский отклик.
Спектакль «Мцыри» по поэме Михаила Лермонтова. Режиссер Чакчи Фросноккерс, художник Ульяна Елизарова, хореограф Александр Лялюшкин.
И в случае с великим текстом Лермонтова поэма только повод для театральной фантазии авторов спектакля. В нем практически нет авторского текста, но есть такие важные дополнения, как молитвы на русском и грузинском языках.
Повествование ведется от лица Старухи (актриса Оксана Амурина), она появится из зрительного зала вслед за стаей воронов, проносящихся над зрителями по натянутой струне и исчезающих в глубине сцены. Из сюжетной канвы — пленение мальчика, его заточение в монастыре, побег и вновь плен — театр развивает тему свободы: того краткого мига, когда юноша был вне стен монастыря и встречи с людьми и природой стали поводом для раздумий.
Режиссер и художник оснастили спектакль многообразными средствами театра кукол, события изображены сочными мазками размашистых метафор. Сцена встречи со снежным барсом решена с помощью огромной маски зверя. На сцене часто появляются условные конструкции, повороты и изгибы которых многозначны в толковании и служат в практическом смысле для смены действия. Как изобретательны авторы спектакля в работе с тканью — она становится и Змеем, и площадкой для куклы, и покровом Старухи. Многократно повторяется в спектакле символ любви и искушения — яблоко. Вначале это сладкий соблазн ребенка полакомиться яблоками в монастырском саду, потом — плод любви и плотского наслаждения.
«Мцыри». Фото из архива театра
Световая и звуковая партитура спектакля также чрезвычайно насыщена: здесь и природные явления — ветер, дождь, и глубокий звук зурны. Но все же центральной мыслью спектакля становится молитва. Молитва о свободе духа. Спектакль сочинен по законам современного театра (очень рекомендую его фестивальным отборщикам) и в большей степени рассчитан на думающего зрителя.
Значительную часть афиши Амурского театра кукол составляют спектакли для детей, и это понятно и правильно.
Спектакль «Про Иванушку и Варварушку», инсценировка и постановка Чакчи Фросноккерса по пьесе Михаила Супонина.
Сценография начинающего художника Николая Рыбака выстроена из предметов крестьянского быта, но постоянно трансформирующихся и игровых. В них плоской кукле Змею Горынычу легко сначала спрятаться, затем вырасти и снова изобретательно уменьшиться. Смешные неожиданные превращения происходят и с другими куклами — героями спектакля. Бочки, судки становятся и музыкальными инструментами, сопровождающими ход спектакля. Хитрая Варварушка (актриса Лариса Бугаёва) не только обманула Змея Горыныча, но и оказалась царевной, которая нашла себе доброго жениха.
Еще один детский спектакль в постановке и инсценировке Чакчи Фросноккерса: «Гуси-лебеди».
Художником здесь выступает Ульяна Елизарова. Авторы придумали замечательную сценическую установку — колесо. Оно вращается, задавая ритм, сменяя места и времена действия. Примечательно, что в этом спектакле авторы практически всех кукол придумали как масштабирующихся. Например, вначале появятся крохотные гусятки на рукавах костюма актрисы, затем уже целая стая летит в погоне за братцем и сестрицей. Появление яблочка перерастет в яблоневое дерево. Актрисы Наталья Косова и Анна Никитина, играя всех героев спектакля, заразительны и искренни.
Режиссер Петр Козец, заслуженный артист России, много лет возглавляет Амурский областной театр кукол. Спектакль «Три поросенка» по известнейшей сказке Сергея Михалкова он поставил в соавторстве с художником Юлией Гамзиной.
Игра «в трех поросят» построена как своеобразное актерское соревнование: битва за роли, за привлечение внимания зрителя к своему персонажу. Этим задачам соответствует и сценография: открытым приемом выставляются ширмы, «находится» нужный реквизит. В спектакле заняты актеры разных поколений: Владимир Бугаёв, Елена Бреус, Лариса Бугаёва, Оксана Амурина, Людмила Куклина. Состязание захватывает всех, азарту поддается и зритель.
Другой спектакль режиссера Петра Козеца поставлен в иной, теплой и лиричной интонации. Классика театра кукол, пьеса словацких драматургов Либуше Лопейской и Ганки Крчуловой «Аистенок и Пугало» широко идет в российских театрах. Неизменно зрителя трогает трепетная история о том, как две одинокие души, забытое огородное пугало и раненый аистенок, находят в заботе друг о друге смысл жизни.
Мне впервые довелось увидеть эту пьесу, поставленную на одного актера. Спектакль играет заслуженная артистка России Ольга Долгая.
Конечно, это бенефис, это занимательная актерская задача сыграть всех персонажей при помощи кукол разных конструкций, умещающихся на небольшой сценической установке Николая Рыбака. Скромными средствами он меняет место и время действия: как трогает прием, когда накинутый на деревцо платочек сменяет осень на зиму… Доверительная интонация актрисы, рассказывающей историю для небольшой аудитории, рукотворная декорация пробуждают зрительское воображение.
Амурский театр кукол приглашает достойных режиссеров, его афиша не банальна, молодость поддерживается опытом. Удачного нового, бескарантинного сезона.
Комментарии
Оставить комментарий