Автор

Аня дура, жизнь прекрасна

Первое правило спектакля «Алло» — никому не раскрывать секреты «Алло». Непросто писать о нем без спойлеров, но я постараюсь.

Спектакль, созданный меньше чем за месяц, стал результатом сотрудничества СТД, проекта «Разговоры» и фестиваля «Точка доступа». В эпоху тотального карантина и усталости от экранов режиссер Борис Павлович и драматург Элина Петрова придумали спектакль по телефону. В проекте участвуют пятнадцать актрис из разных городов, от Новосибирска до Петербурга.

За десять минут до начала на почту приходят инструкции и текст. А потом, в течение примерно часа, тебе нужны только телефон с установленным вацапом, второй гаджет и место, где удобно разговаривать. По телефону ты говоришь, по второму гаджету отслеживаешь текст, ведь у тебя тоже есть реплики. Но есть и время для импровизации.

«Алло», который проходит тет-а-тет, оказывается настоящим спектаклем карантинного времени. Здесь есть и живое присутствие артиста, и история, и вовлеченный зритель/слушатель. У слушателя, единоличной аудитории, тоже оказывается роль — ты можешь, как голливудская звезда, играть самого себя или придумать себе совсем другого персонажа. Для тебя есть определенные правила, но ты, как и всегда в жизни, можешь следовать им в большей или меньшей степени. И получить в итоге то или иное приключение.

Вместе с тем в «Алло» есть четко продуманная история со своими сюжетными твистами и своей интригой. Где-то фантазия драматурга и обаяние актрисы (мне звонила Анастасия Бешлиу) работают на подключение в историю, на подлинность и подробность ее; где-то из истории слегка выпадаешь. Со мной это случилось ближе к концу, хотя я понимаю, что финал задуман, наоборот, как кульминация.

По содержанию это история о разнице и узнавании. Разнице эпох и поколений, узнавании себя в другом. Конечно, все такие разные, что можно в другом себя и не узнать. Но если другой интересуется тобой, то ты, проговаривая, узнаешь что-то новое о самом себе.

Эффект сравнения эпох неожиданно сработал так, что я оценила современное карантинное состояние. Да, мы заперты; лишены объятий с друзьями, театров и путешествий. Но в то же время мы окружены морем информации и любыми видами электронного общения. Протяни руку — и ты говоришь с человеком из Питера, Лондона или Пекина и даже видишь его лицо. Фантастика. Ты смотришь трансляции театров мира, лекции, можешь «пройтись» по экспозициям величайших музеев. Да, не вживую. Но это гораздо лучше, чем никак.

Ах да, и без «Анны Карениной» не обошлось. Мне она выдала довольно мрачный прогноз. И тем не менее, как мне показалось, «Алло» на целый час восполняет тот мучительный недостаток содержательного и творческого общения, который сейчас накрыл всех нас.

Татьяна Джурова. P. S.

Несколько слов вдогонку.

Действительно, от спойлеров удержаться трудно. Сейчас будет один. Поэтому, если хотите сохранить интригу, лучше не читать.

Происходящее напоминает рассказ Кира Булычёва «Можно попросить Нину?». Но авторы «Алло» развивают сюжет дальше, в нем больше перипетий.

Я не стала читать заранее присланный мне текст, как и предлагали (но не запрещали) организаторы, решив сохранить для себя эффект неожиданности.

Когда разговариваешь с «персонажем», у тебя может быть несколько стратификаций, впрочем, не обязательно их строго разграничивать.

Ты либо сама становишься «персонажем». И когда в ходе вашего разговора возникает зона свободной импровизации, то, конечно, приходится маневрировать, и многое зависит от твоей личной способности к импровизации «я в предлагаемых обстоятельствах», к спонтанному действию. Мне от лица воображаемой персоны говорить свои собственные мысли и выражать собственные чувства было трудно. Наверное, я не способна к спонтанности.

Либо разговариваешь совсем «от себя». Но тогда состав персонажа на том конце «провода» и ситуации, которые продуцирует текст, должны провоцировать на откровенность. У меня получилось так, что персонаж на том конце провода не спровоцировал. Зато мне было интересно задавать вопросы персонажу, интересно слушать, как импровизирует актриса, реагирует на мои «вбросы», углубляет подробности своей жизни.

И мне «Анна Каренина» выдала не то чтобы прогноз, но маршрут. «Точность и легкость». Я бы хотела ему последовать.

Комментарии

Оставить комментарий