Авторы

Будущее наступило

Анна Резвова (Новокузнецк) и Ника Пархомовская (Москва) рассказывают о своем участии в онлайн-программе фестиваля «Науруз»-2020

Анна Резвова

Первый фестиваль «Науруз» прошел в 1989 году в Алма-Ате. Задуман он был как событие, развивающее и продвигающее театральную культуру тюркских народов. Союз развалился, и реинкарнация фестиваля спустя годы, в 1998-м, произошла в Казани — на базе Театра Камала. С 2010 года «Науруз» не только фестиваль, но и театрально-образовательный форум, которые чередуются год через год.

В период пандемии в Интернет переехали многие театральные мероприятия, однако история с «Наурузом-2020» получилась любопытной, почти пророческой: организаторы еще год назад планировали разговор о гибридном образовании, возможностях онлайн-обучения в сфере театрального искусства. Девиз VI театрального форума должен был звучать как «Будущее определяет будущее». В итоге будущее оказалось настоящим, и теории виртуального образования в течение десяти дней, с 8 по 17 июня, театральные деятели активно проверяли на практике.

Педагогика театра, сценическая речь, режиссура, PR и менеджмент, театральная критика и литчасть, театр кукол, художественно-постановочная часть, перформативные практики, тенденции развития современного театра — девять направлений форума, где работа шла в формате лекций, семинаров, мастер-классов. Выбрать участнику/слушателю можно было только одну из секций. Говорят, на прошлых «живых» форумах кочевали из одной секции в другую, и некоторым форумчанам в этот раз такой свободы не хватило. «Науруз-2020» стал рекордным по числу участников — семьсот человек из России и СНГ, в два раза больше, чем в прошлые годы. Такое количество людей плюс координация их в Zoom требовали, видимо, каких-то дополнительных фильтров.

Каждая секция по-разному, но ловила тренды цифровизации. Например, участники режиссерско-актерского курса (педагоги — Алехандро Гонсалес Пуче (Колумбия), Елена Васина (Бразилия)) сочинили за неделю виртуальный спектакль по «Роману в девяти письмах» Ф. М. Достоевского и вечером 15 июня сделали zoom-показ. Не мешал онлайн-формат даже там, где сложно представить процесс без тактильности, — в пластических перформативных практиках. По словам хореографа Александра Андрияшкина, у онлайна есть свои преимущества — восемьдесят участников секции нельзя было бы собрать в одном танцзале.


Фото — Ф. Галиуллин.

В моей секции критиков и завлитов онлайн-адаптация, мне кажется, была одной из самых безболезненных. Смотреть театр в Сети за время пандемии мы все почти привыкли, обсуждать спектакли можно и без дружеских объятий, писать рецензии, аннотации тем более, верстать репертуар для условного регионального театра или выбирать название, которым можно заманить в свой театр Юрия Бутусова на постановку, — для всего этого Zoom вполне себе подходит. Хотя больше трех часов в нем, конечно, сложно. Там уже «и лампа не горит, и врут календари, и если ты давно хотела что-то рассказать, то говори», но не забудь включить микрофон. Ну, и лишнее, наверное, писать, что просмотр вживую дает большее понимание атмосферы спектакля. И все же для практики, чтобы «прокачать скиллы» (а я шла к Глебу Ситковскому и Александру Вислову именно с этой целью), дистанция не порок. Привычка порой формируется довольно быстро. За восемь дней форума я вошла в режим и даже досматривала до конца почти все трансляции спектаклей Театра Камала, несмотря на разницу во времени с Сибирью четыре часа. Записи же я смотрела в первой половине дня. Да, и камаловских «Трех сестер», и «Королевство кривых» Альметьевского драмтеатра, и «5 mm/h» казанского «Угла» и даже «Меланхолию драконов» Филиппа Кена — все они оказались в моем утреннем репертуаре. И этот опыт стал для меня еще одним поводом задуматься, какое место может занять театр в новом мире, станет ли он встраиваемым в конкретную жизнь, конкретное расписание. Может ли индивидуальное переживание вытеснить совместное, а приватизация впечатления — обмен им.

Притом что у форума-фестиваля традиционно есть тюркский акцент, мыслит «Науруз» глобально. Педагоги и исследователи театра из разных стран приняли участие в конференции «Вызовы разуму», посвященной новым направлениям театрального тренинга. Ее организаторами выступили сам «Науруз», Институт театрального тренинга AKT-ZENT, Международный институт театра (ITI) при ЮНЕСКО. Художественный руководитель и куратор конференции — режиссер, автор книг по театральной педагогике, худрук Института театрального тренинга AKT-ZENT/MIT в Германии Юрий Альшиц.

Самоорганизация в эпоху селфи, как нас меняет цифровая среда и что в итоге происходит в области театрального образования, возможности дистанционного обучения и гибрид-форматы — темы, поднятые на конференции, еще несколько месяцев назад могли бы быть прогнозами, однако сегодня стали рефлексией. Сейчас определяет будущее. И Театр Камала, к примеру, уже подумывает о том, чтобы в дальнейшем виртуализировать часть образовательных мероприятий «Науруза». Но офлайн, то есть жизнь, пока никто, к счастью, не отменял.

Ника Пархомовская

Вот уж не думала не гадала, что карантин мой завершится подобным образом. Помимо бесконечного чтения собственных лекций я умудрилась на протяжении больше чем недели слушать в Zoom еще и чужие. А все потому, что захотела впервые в жизни побывать на «Наурузе» — главном фестивале театральной культуры тюркских и других народов России. И что самое удивительное, ничуть не пожалела, хотя, казалось бы, иммунитет к онлайну к середине июня выработался уже более чем стойкий. Но обо всем — по порядку.

«Науруз» впервые прошел еще на излете советской власти — в 1989 году, потом какое-то время не проводился вовсе, а в 1998-м возродился в Татарстане. С тех пор он традиционно собирает в Казани лучшие национальные спектакли, а также зрителей, критиков и продюсеров из России, а с прошлого года — и зарубежья. Помимо самого устроенного по принципу биеннале фестиваля раз в два года проходит образовательный форум, который пришелся на високосный 2020-й. Темой был выбран текст — как основа, инструмент и результат творчества. За название традиционной научной конференции, запланированной, разумеется, задолго до пандемии, руководители смотра вместе с Международным институтом театра (ITI) при ЮНЕСКО и Институтом театрального тренинга AKT-ZENT взяли «Театральное обучение в гиперпространстве». Но в итоге обсуждать концепцию гибридного образования и обмениваться мнениями о безграничных возможностях онлайн-образования пришлось не вживую, а в том самом виртуальном пространстве, которое и стало темой форума.


Фото —
Ф. Галиуллин.

Основная же онлайн-программа «Науруза» состояла из лекций и семинаров и была при этом разделена на девять секций (от театральной педагогики, режиссерско-актерского курса, театра кукол и сценической речи до пластики, театральной критики, работы художественно-постановочной части и менеджмента). Таким образом, в каждой секции — в зависимости от заявленной темы, «педагогического состава» и, собственно, аудитории слушателей-участников — акцент делался на теорию или практику. В частности, я выбрала самую долгую, интенсивную, «разговорную» и не предусматривавшую никаких домашних заданий (разве что кроме просмотров онлайн спектаклей Театра им. Г. Камала) секцию «Современный театр. Тенденции развития», тогда как коллеги-актеры или друзья-продюсеры предпочли краткосрочные курсы профессионального мастерства с бо́льшим количеством индивидуальной работы и коллективных обсуждений.

Наша секция отличалась еще и бо́льшим количеством преподавателей из разных уголков мира. О польском театре нам рассказывала переводчик и куратор Агнешка Любомира Пиотровска, о сценографии — редактор журнала «Сцена» Наталья Каминская, а о современной драматургии и молодой режиссуре тюркских стран — театральный критик и программный директор «Науруза» Нияз Игламов, который отвечал и за формирование программы секции в целом. На мой вопрос, чем был обусловлен выбор преподавателей и, главное, темы курсов, Нияз ответил, что для фестиваля «всегда очень интересен опыт национальных театральных культур Европы, которые стоят особняком: Польши, Финляндии, Венгрии, Сербии, Румынии». И правда, нам более или менее понятно, какой театр сейчас в Германии, Франции, Англии, но мы мало что знаем про страны, прежде не столь заметные на театральной карте мира. Судя по реакции участников секции, среди которых были в основном сотрудники национальных и небольших региональных театров, польский театр для них что-то если не совсем новое, то довольно экзотическое.


Фото —
Ф. Галиуллин.

Впрочем, лично для меня не менее увлекательным стало путешествие в волшебный мир современной российской сценографии, которое умно, чутко и уважительно (большая редкость по нашим временам) совершала вместе с нами Наталья Каминская. Эти проникновенные, задушевные беседы прекрасно оттеняли острые, временами полемические и неизменно актуальные монологи самого Нияза Игламова, который умело препарировал не только современный тюркский, но и весь российский театр. Думаю, для многих его замечания и наблюдения стали настоящим откровением, ведь у нас не принято говорить обо всем происходящем в театре честно и открыто и уж тем более называть вещи своими именами. Мне даже любопытно, что скажут обо всем услышанном слушатели и участники из регионов, благо у них будет такая возможность: помимо подробной анкеты, которую всех нас попросили заполнить, по завершении форума 18 июня состоялся онлайн круглый стол, где каждый из шестисот участников мог высказать свое мнение о нынешнем виртуальном «Наурузе». Впрочем, комплементарные обсуждения услышанного каждый вечер уже происходили в нашем чате в WhatsApp — притом что поначалу многим моим коллегам по секции было явно непросто освоить и новые способы коммуникации, и необычные каналы получения информации. И в итоге они пришли к выводу, что готовы заплатить за участие в образовательной программе, лишь бы все происходило офлайн.

Комментарии

Оставить комментарий