Екатеринбург — центр современного искусства
О театральной жизни Екатеринбурга рассказывает создатель независимого театра «Место», куратор перформанс-платформы Уральской индустриальной биеннале современного искусства в 2015 и 2017 годах, куратор междисциплинарных проектов Уральского ГЦСИ.
За последние десять лет Екатеринбург приобрел статус города, который инициирует и создает громкие и значимые события в сфере современного искусства на федеральном и на международном уровне. Екатеринбург из индустриального центра Урала преобразовался в современный мегаполис, интенсивно развивающийся в области культурных проектов, — в 2010 году появилась Уральская индустриальная биеннале современного искусства, в 2015 году открылось грандиозное многофункциональное пространство «Ельцин Центра». Жители и гости нашего города вовлечены в контекст культурных событий международного масштаба — многие приезжают специально посетить биеннале, проходящую на промышленных площадках действующих производств, на грандиозные выставки «Ельцин Центра».
Также Екатеринбург известен экспериментами в области современного танца — здесь есть огромное количество танцевальных компаний и независимых перформеров, практикующих телесные практики. Думаю, все знают хореографа Татьяну Баганову и ее театр «Провинциальные танцы», которому в этом году исполняется тридцать лет. Этот театр по праву заслужил звание пионера в области современного танца в России — он был одним из первых независимых танцевальных театров и на протяжении двадцати лет существовал исключительно на силе объединяющей идеи. С 2010 года театр получил статус муниципального и начал получать поддержку от Управления культуры Екатеринбурга. Сейчас театр базируется на сцене ТЮЗа — площадке, подведомственной муниципалитету. В его репертуаре есть как спектакли, созданные самой Багановой, — «Свадебка», «Кленовый сад» (в 2019 году эти два спектакля были представлены в новых версиях), «Sepia», «После вовлеченности. Диптих. Часть II», «Имаго-ловушка», — так и спектакли, созданные в сотрудничестве с приглашенными хореографами и режиссерами: «Кожа» Мауры Моралес (Германия), «#коппелия_бот» Александра Пепеляева, «Свободу статуе!» Анны Щеклеиной и Александра Фролова (танцевальная компания «Zonka»).
«Sepia». Театр «Провинциальные танцы»
Театр был двенадцать раз номинирован на премию «Золотая маска» и становился ее лауреатом шесть раз. Каждый новый спектакль театра — это синтез мощных визуальных образов, ярких сценографических решений и отточенности техники танцовщиков. Жаль, конечно, что последние несколько сезонов театр часто меняет свой состав. Многие танцовщики уходят (уезжают за рубеж или отправляются в свободное плавание), но на их место приходят новые. Благо, в Екатеринбурге нет дефицита талантливых исполнителей — каждый год факультет современного танца Гуманитарного университета выпускает молодых ребят, свободно ориентирующихся в актуальных перформативных практиках и современном танце. Зачастую они создают свои независимые танцевальные компании.
Сейчас в городе действуют несколько независимых танц компаний — это дуэт «Zonka», созданный Аней Щеклеиной и Сашей Фроловым; «Minoga DC» танцовщика и хореографа Ильи Манылова и продюсера Саши Рахмановой, «MDC» под управлением Тани Нетёсовой, «27/1» Даши Байдиной (изначально эта компания существовала при театре «Провинциальные танцы»).
«Пиджин». Танцевальная компания Minoga DC. Фото – Глеб Махнев
В большинстве случаев у перформеров нет своей площадки, и они создают свои проекты во внесценических пространствах — таким образом весь город становится площадкой для танцевальных экспериментов. Когда-то, в 2013 году, и я способствовала становлению этого процесса, под моим кураторством запустили междисциплинарный проект «Действия: искусство представления» в Уральском ГЦСИ. В проекте участвовали все из перечисленных компаний, а также независимые перформеры: Наташа Левченко, Ирина Кустова, Равиль Галимов, Андрей Захаров. Это была серия перформансов в выставочном пространстве, своеобразное исследование смыслов и тем экспозиции, выраженное через пластику тела. После этого во многих галереях и музеях города стали возникать танцевальные перформансы, и это безусловно здорово! Поэтому если вы хотите посмотреть в Екатеринбурге танцевальный перформанс, то следите в первую очередь за анонсами музеев. Хотя «Zonka» и «Minoga DC» все чаще стали выбираться на сцену — их спектакли можно увидеть в театре балета «Щелкунчик», в ТЮЗе, на Илью Манылова в качестве танцовщика можно посмотреть в спектаклях «ТанцТеатра» Олега Петрова на разных площадках города.
Анна Щеклеина и Александр Фролов. «Zonka». Фото — официальный сайт театра.
Каждая из этих компаний обладает уникальной харизмой и самобытностью, выраженной и в специфической манере исполнения, и в тех темах, которые ребята исследуют в своих работах. Спектакли и перформансы Саши Фролова («Zonka») наполнены юмором, самоиронией и неподдельным жизнелюбием, у Ани Щеклеиной работы более тонкие, хрупкие, эмоционально сложные, как и она сама. Илья Манылов создает свои танцевальные работы, отталкиваясь в основном от философских текстов.
Одним из ведущих театров, который осваивает актуальный театральный язык, стал «Урал Опера Балет». Директор театра Андрей Шишкин несколько лет назад выбрал стратегию развития в сторону актуализации классических постановок, введения в репертуар спектаклей, в основе которых — музыка современных академических композиторов. «Урал Опера Балет» впервые в России поставил «Графа Ори» Россини, «Сатьяграху» Гласса, «Пассажирку» Вайнберга, «Греческие пассионы» Мартину.
Урал Опера Балет. Фото — официальный сайт театра.
Опера «Три сестры» Этвёша — одна из последних постановок театра. В едином сценическом пространстве сплелись сразу три временных пласта: одна из сестер — героиня чеховской эпохи, другая — из советских 1960-х, третья — наша с вами современница, не выпускающая из рук ноутбука на протяжении всего действия. Здесь сюжет пьесы Чехова представлен не линейно, а в виде фрагментов, в которых персонажи высказывают свое отношение к происходящему. Каждому персонажу в музыкальном плане соответствует определенный инструмент — флейта и альт-флейта характеризуют Ольгу, гобой и английский рожок — Ирину, фагот — Андрея и так далее. Оркестр по воле композитора Петера Этвёша разделен надвое: «Два оркестра нужны мне для того, чтобы музыкальный материал камерного характера, звучащий из оркестровой ямы, с абсолютной точностью следовал за психологической стороной происходящего на сцене, тогда как большой оркестр дает драматическое наполнение. Последнее слегка напоминает музыку для фильмов: в кино большой объем звука тоже приходит из-за экрана». Сценографически спектакль решен в виде зала ожидания, где теснятся герои. Все они напряженно ждут чего-то, что вот-вот наступит, но так и не наступает. Музыка, арии в исполнении солистов театра, визуальный ряд спектакля — все работает на создание ощущения тотальной растерянности, опустошенности, как и у героев Чехова.
«Три сестры». Фото — пресс-служба Урал Опера Балет.
В 2011 году руководство театра пригласило талантливого хореографа Вячеслава Самодурова, который смог за короткий период вывести балетную труппу на качественно новый уровень. В репертуаре появились красочные и удивительно живые балеты «Amore Buffo» по «Любовному напитку» Доницетти, «Cantus Arcticus» на музыку Раутаваары, «Вариации Сальери» на музыку Сальери («Золотая маска», 2014), «Цветоделика» на музыку Чайковского, Пярта и Пуленка («Золотая маска», 2015), «Занавес» на музыку Респиги, «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
Сейчас театр осваивает новые форматы взаимодействия с публикой — запустилась образовательная программа, готовится к запуску ежегодный фестиваль нового академического искусства. Надеюсь, что театр в скором времени запустит и междисциплинарные форматы — выставки, перформативные программы.
Неподалеку от «Урал Опера Балета», также на проспекте Ленина, расположился Театр музыкальной комедии. Если вам не близка современная академическая музыка и вы просто хотите легко и весело провести вечер, то вам сюда. Театр музкомедии регулярно становится обладателем премии «Золотая маска», в его репертуаре есть мюзиклы и оперетты, как для взрослой, так и для детской аудитории: «Екатерина Великая», «Тетка Чарли», «Алые паруса», «Муха-цокотуха», «Мертвые души», «Сильва», «Волшебник страны Oz». Также при театре действуют «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова, ансамбль народных инструментов «Изумруд». Регулярно театр музыкальной комедии становится площадкой для проведения Международного фестиваля современного танца «На грани», созданного Ларисой Барыкиной и объединяющего танцевальные компании из разных стран. В конце прошлого года театр утратил своего лидера и идейного вдохновителя — скончался директор театра Михаил Сафронов, возглавлявший его с 1999 года.
Если двигаться вправо от Театра музыкальной комедии по улице Карла Либкнехта, то через десять минут вы окажетесь возле Екатеринбургского ТЮЗа. Театр давно не выпускал громких премьер, и в репертуаре в основном представлены спектакли для детей школьного возраста. ТЮЗ в первую очередь известен тем, что проводит один из старейших театральных фестивалей России «Реальный театр», созданный Олегом Лоевским еще в 1990 году. Лоевский известен в профессиональном сообществе как инициатор проведения режиссерских лабораторий, география которых охватывает чуть ли не всю Россию. Программу фестиваля он формирует единолично и ставит перед собой задачу наиболее полно представить актуальные театральные тенденции последних лет.
«Чайка». Свердловский театр драмы. Фото — официальный сайт театра.
Рядом с «Ельцин Центром» расположился Свердловский академический театр драмы, который ежегодно выпускает вполне традиционные спектакли по классическим текстам и собирает свою благодарную публику. Театр не предлагает новые актуальные форматы, зато в его репертуаре есть спектакли «Только для женщин», «Близость» с возрастным ограничением 21+. На малой сцене периодически возникают любопытные постановки — например, «Пассажиры» по рассказам Набокова в инсценировке Иры Васьковской (режиссер — Дмитрий Зимин, художник — Владимир Кравцев). Здесь можно увидеть блистательную актрису Ирину Ермолову, которая оживляет своей игрой любую постановку. Она предстает во всем великолепии в «Чайке», «Зойкиной квартире», «Железновой Вассе», «Хануме». Еще несколько лет назад Ирина участвовала в постановках «Коляда-Театра», но в 2016 году она прекратила сотрудничество с Николаем Колядой.
«Коляда-Театр» известен далеко за пределами Екатеринбурга — он часто гастролировал по странам Европы, ежегодно выезжает с показами в Москву. Это абсолютно самобытное явление, созданное харизматичным Николаем Владимировичем Колядой, который называет себя «солнцем русской драматургии». Театр возник в 2001 году и существовал в независимом формате до последнего времени, пока Коляда не попросил финансовой помощи у губернатора Свердловской области. Думаю, все сложится хорошо и ему окажут поддержку, как, например, предоставили новое здание театра в 2014 году. В начале нулевых этот театр действительно будоражил екатеринбургскую общественность — в маленьком подвале на улице Ленина рядом с гостиницей «Исеть» Коляда ставил спектакли про маргиналов и секс-меньшинства. Помню, как я, еще школьница, стояла, затаив дыхание (все места были заняты, и люди толпились в проходах), в душном подвале и смотрела «Клаустрофобию». В то время меня потрясли эта балаганная эстетика, мощная, сбивающая с ног, энергетика актеров. (Я до сих пор считаю, что у Коляды лучшие актеры, поэтому регулярно приглашаю их в свои проекты, попутно выслушивая проклятия от Николая Владимировича.)
Олег Ягодин в сцене из спектакля «Гамлет». Фото — официальный сайт театра.
Гротескные образы, созданные Колядой в «Гамлете», «Ричарде III», «Ревизоре», «Землемере», «Амиго», глубоко врезаются в сознание, и ты снова и снова возвращаешься в мыслях к пережитому спектаклю. Но последние несколько лет Коляда, нашедший свой авторский стиль и язык, как будто поставил производство спектаклей на коммерческие рельсы — последние премьеры сливаются в один большой спектакль, напоминающий шапито-шоу с низким уровнем продакшна. Но я по-прежнему прихожу в театр посмотреть на своих любимых актеров — Олега Ягодина, Антона Макушина, Сергея Федорова, Ирину Плесняеву.
При «Коляда-Театре» в 2009 году появился Центр современной драматургии (ЦСД), созданный для экспериментов молодых режиссеров и драматургов. Изначально его возглавляла Наталья Санникова, сейчас курирующая театральную платформу в «Ельцин Центре». В 2014 году ЦСД обрел свое здание и территориально отделился от «Коляда-Театра» — он занял пространство усадьбы Маева, в котором ранее (с 2006-го по 2014-й) находился «Коляда-Театр». Это маленький домик со своей обаятельной и уютной атмосферой. Приходя туда, ты действительно оказывался в параллельной реальности. Первым главным режиссером ЦСД стал Александр Вахов (с ним мы создали несколько междисциплинарных проектов для перформанс-платформы биеннале и для Уральского ГЦСИ), но продержался он в этой должности недолго — вскоре его место занял драматург Ринат Ташимов, пробующий себя в качестве режиссера. «Чайка» в его режиссерской интерпретации была одним из лучших спектаклей ЦСД того времени. Но как бы ни пытались молодые режиссеры уйти от эстетики и влияния Коляды, им это плохо удавалось — каждый раз в спектаклях ЦСД проступали черты авторского стиля Николая Владимировича.
«Петровы в гриппе и вокруг него». Фото — официальный сайт театра.
Пожалуй, единственное исключение — это спектакль «СашБаш» на стихи Башлачева, созданный приглашенным режиссером Семеном Серзиным. До сих пор этот спектакль 2014 года собирает полный зал уже на новой площадке ЦСД — в пространстве бывшего Рыбзавода на Малышева, 145А, куда переехал театр летом 2018 года. За короткий период под руководством Антона Бутакова ЦСД освоил это индустриальное пространство и превратил его в модный лофт. Команда ЦСД, как и любая независимая инициатива, пытается выжить любой ценой — они выпускают большое количество спектаклей, но в связи с таким темпом страдает качество контента. При этом Антон Бутаков (режиссер ЦСД и актер «Коляда-Театра») действительно хороший менеджер — он чутко чувствует запрос аудитории: в репертуаре есть моноспектакль Тани Савиной по нашумевшему роману «Зулейха открывает глаза», спектакль «Петровы в гриппе и вокруг него» по модному роману уральца Алексея Сальникова. Но, конечно, в основном репертуар ЦСД состоит из спектаклей по пьесам учеников Николая Владимировича — «Мама, мне оторвало руку» Марии Канторович, «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович, «Пещерные мамы» Рината Ташимова.
Единственным независимым театром, создающим проекты на стыке с актуальными художественными практиками и ведущим свою деятельность скорее на территории современного искусства, стал театр «Место». Открылся он в 2018 году премьерой перформанса-видеоинсталляции «Камон, Лотреамон!» по текстам «Песен Мальдорора». Театр объединил музыкантов, танцовщиков, актеров, перформеров, художников для создания независимых театральных проектов как место, открытое для междисциплинарных практик и экспериментов с новыми формами театрального языка. Инициаторы создания театра – группа единомышленников, в которой состою и я. Наш театр не привязан к конкретной площадке, а является городской интервенцией, поступательно вовлекающей город в театральный процесс: «Местом» может стать любое пространство, интересное нам с точки зрения своей истории и смыслов. Театр не просто выходит за рамки классического зрительного зала, он, как стихийное явление, возникает в тех или иных локациях — «местах» (галереях, музеях, торговых центрах, библиотеках, просто на улице). Цель «Места» — поддерживать локальные творческие инициативы, развивать новые профессиональные объединения и знакомить широкую публику с тенденциями актуального театрального искусства. За 2019 год мы выпустили восемь перформансов, среди которых — саундинсталляция «Путеводитель по аду», документальный перформанс «Отличное тело», серия акций-читок по текстам художника Александра Белова.
Фото с акции-читки по текстам художника Александра Белова. Фото предоставлено театром «Место».
Сейчас Екатеринбург действительно переживает бум развития независимых художественных и перформативных инициатив — в мае этого года (в случае отмены карантина) группа художников, акционистов, поэтов и музыкантов проведет первый фестиваль маргинальной культуры, который будет проходить в заброшенных бараках. Молодые художники Анна и Виталий Черепановы из арт-группировки «Cick and Dunt» (ex-ЖКП, «Жизнь как перформанс») постоянно экспериментируют с новыми форматами, создавая то театр под камерами видеонаблюдения, то однодневные инсталляции во дворе своего частного дома, называя этот проект «Парк вольный». Поэт и акционист Руслан Комадей, прошедший курс медиации на Уральской индустриальной биеннале, создает свои акции-интервенции в содружестве с другими поэтами и танцовщиками. В 2018 году в Екатеринбурге самоорганизовался кружок арт-критики, который в еженедельном формате проводит ридинги и дискуссии, а также выпускает свой зин.
Эти процессы говорят о все большем развитии локальных горизонтальных связей в области искусства без институциональной поддержки. Культурный ландшафт Екатеринбурга меняется, и, возможно, все самое главное еще впереди.
P. S. Сейчас, в период пандемии, когда все театры закрыты, конечно, сложно сказать, как будет развиваться ситуация. Кто-то начал осваивать онлайн-форматы, кто-то терпит большие потери в связи с невозможностью оплачивать аренду площадки. Но как раз независимые инициативы, более гибкие к изменениям реальности и живущие в проектном режиме (не имеющие регулярных расходов на аренду и на содержание штата сотрудников), смогут восстановиться с наименьшими потерями.
Несколько ссылок, по которым можно посмотреть онлайн-трансляции или видеозаписи спектаклей театров Екатеринбурга:
Танцевальная компания «Minoga DC» запустила онлайн-школу по современной хореографии
Комментарии
Оставить комментарий