Автор

​ Фестиваль фестивалей


Первым из крупных европейских фестивалей (и, судя по всему, отнюдь не последним), решившимся провести хотя бы часть своих мероприятий онлайн, стал «Theatertreffen», крупнейший смотр немецкоязычного театра в мире. 1–17 мая он должен был в 57-й раз проходить в Берлине, но вместо этого с 1 по 10 мая прошел в Сети. В его онлайн-программу вошли шесть из десяти спектаклей-финалистов, обсуждения, лекции и многочисленные дискуссии о настоящем и будущем театра. Но стала ли интернет-версия адекватной заменой реальному фестивалю и стоит ли восхищаться организаторами, отважившимися первыми пойти по непроторенной еще дорожке?

Одно дело транслировать онлайн-спектакли и даже организовывать на базе театров целые диджитал-проекты и совсем другое — проводить фестиваль. Ведь фестиваль — это, прежде всего, праздничная атмосфера, бесконечное общение, новые знакомства и непрекращающийся гомон. А еще это спектакли нон-стоп, с утра до вечера. «Воспроизвести» все это онлайн, разумеется, невозможно. Но можно попробовать сделать программу насыщенной, а фестивальное комьюнити разнообразным — в числе прочего, за счет таких простых и очевидных вещей, как разговоры на волнующие всех темы и общение со зрителями. Это «Theatertreffen» удалось на все сто. Более того, дискуссии, например, «Stop Streaming» о преимуществах и недостатках онлайн-трансляций или «Physical Practice and Digitality» о телесном и дигитальном оказались едва ли не увлекательнее некоторых спектаклей; а обсуждения, как правило, очень цивилизованные и уважительные, давали зрителям возможность задать авторам все интересующие их вопросы.


«Анатомия самоубийства». Режиссер Кэти Митчелл. Фото — официальный сайт фестиваля.

Сами же спектакли от перевода в онлайн, кажется, ничуть не пострадали. По крайней мере, те, которые мне удалось посмотреть. Формально совершенная «Анатомия самоубийства» Кэти Митчелл из Гамбургского немецкого драматического театра от трансляции в каком-то смысле только выиграла: когда расслышать доносящиеся одновременно со всех трех сторон сцены разговоры героев было сложно, очень помогала возможность поставить запись на паузу и разобраться, что к чему. Да и сам статичный, со скудными мизансценами и неброским визуальным рядом, целиком обращенный к зрителю «фронтальный» спектакль на экране, кажется, ничего не потерял. Клара, Анна и Бонни все так же не желали жить, окружающие их мужчины все так же их не понимали, годы — обозначенные цифрами над каждой из трех «сцен» — все так же бежали, сочувствовать персонажам Алисы Берч все так же не получалось. Это тот самый случай, когда спектакль Митчелл, поставленный как хороший театр, в определенных обстоятельствах может выглядеть как хорошее кино (в отличие, например, от ее же «Орландо», который на видео теряет половину смысла и обаяния).


«Chinchilla Arschloch, waswas». Режиссер Хельгард Хауг. Фото — официальный сайт фестиваля.

Созданный в копродукции спектакль из Франкфурта «Chinchilla Arschloch, waswas» известной нам по «Римини Протокол» Хельгард Хауг от возможности время от времени ставить действие на паузу тоже, пожалуй, ничуть не пострадал (скорее, наоборот). В этой чисто разговорной истории со смешным названием про шиншиллу-задницу нет решительно ничего такого, чего нельзя увидеть, сидя перед экраном компьютера. Герои с синдромом Туретта страдают от двигательных тиков, поют, танцуют, угощают зрителей пиццей и рассказывают свои истории. Все это, если честно, куда уместнее смотрелось бы в качестве интерактивной иллюстрации к докладу на какой-нибудь научной конференции о расстройствах нервной системы. Но имя участницы самой знаменитой театральной группы Германии делает свое дело, и в итоге полуторачасовое социально-проактивное действие без всякой интриги и мало-мальски увлекательной театральной игры попадает не только в программу фестиваля, но и в перечень онлайн-трансляций, — что, впрочем, скорее всего, связано как раз с его вопиющей несценичностью.


«Пылесос». Режиссер Тошики Окада. Фото — официальный сайт фестиваля.

Последний из показанных спектаклей не только отлично подходит под онлайн-формат (вновь, как у Митчелл, фронтальная мизансцена, только тут еще и дом в разрезе), но и живо затрагивает тему самоизоляции. В «Пылесосе» мюнхенского «Каммершпиле» японский режиссер Тошики Окада рассказывает печальную историю девушки-хикикомори, которая много лет не выходит из дома. Однообразные разговоры, движения, скованные многолетним сидением, скудный круг общения — кажется, что время в минималистском и предельно условном пространстве Доминика Хубера остановилось. Однако главную героиню спектакля, несмотря на сходство ее ситуации с нашей нынешней, опять же, совершенно не жаль, настолько далекими и абстрактными кажутся ее проблемы. На всем протяжении спектакля не покидает ощущение, что смотришь арт-хаусный азиатский фильм, в котором вот-вот начнут орать, ловить тараканов и резать друг друга, но этого так и не происходит. Все заканчивается на той же безысходной ровной ноте, что и началось.

А «Theatertreffen» благополучно завершается беседой с членами жюри в Zoom, в очередной раз убедительно доказывая, что онлайн фестивалю, в программе которого так много «концептуального», не помеха.

Комментарии

Оставить комментарий