Фестиваль фестивалей 2
Любая кризисная ситуация — и пандемия здесь не исключение — обнажает и делает видимыми процессы, которые и так существуют в обществе, но не всегда заметны. За те два месяца, что театры находятся в карантине, они проявили себя совершенно по-разному: кто-то показывает старые спектакли из архивов, кто-то бесконечно стримит в инстаграме, кто-то производит новый цифровой продукт. Делая многое из вышеперечисленного, БДТ решил, что хорошо не только сеять разумное-доброе-вечное, но и оказывать реальную помощь, тем более что опыт социальных проектов у театра имеется.
17 мая БДТ совместно с журналом «Театр» и проектом «Что делать» провел социальный день и марафон #помогиврачам. В течение всего дня, начиная с 12:00, зрители могли видеть любимых актеров, читающих документальные тексты, написанные реаниматологами, терапевтами, хирургами, медсестрами — «всеми теми, кто прямо сейчас находятся в эпицентре борьбы с COVID-19». Здесь важно отметить несколько моментов. Во-первых, это позволило всем, кто смотрел эфиры, переключить фокус внимания с собственных проблем и неудобств, вызванных пандемией, на чувства и переживания тех, кто каждый день непосредственно соприкасается с болезнью и смертью. Во-вторых, помогло совершенно по-новому осознать масштаб происходящего и понять, что беда — общая. Театр дал голос незнакомым нам медикам, сделал видимыми «бойцов невидимого фронта». Так абстрактная борьба с коронавирусом приобрела человеческие лица, а у зрителей появилась возможность приобщиться к ней, сделав свой вклад (в итоге было собрано более 3,8 млн рублей).
Кроме того, БДТ решил не ограничиваться историями про волшебников, которые спасают наши жизни, но и рассказать про театр, который спасает наши души. Дважды в день, сначала в формате видеозаписей, а затем в живом эфире, самые разные люди — журналисты, актеры, режиссеры, плейбекеры, деятели социального театра, бывшие заключенные и даже мама артиста с расстройством аутистического спектра — рассказывали, как театр изменил их жизнь, помог им в трудных ситуациях, а иногда и просто спас. Слушая эти истории, зрители могли убедиться, что любой театр хорош — во всех жанрах и проявлениях, кроме скучного и бездушного. В суете и погоне за рейтингами мы часто теряем ощущение, что он способен менять, что он возвышает, врачует и вдохновляет, что это мощнейший инструмент и лекарство, которое действует только тогда, когда мы — люди театра — помним об этом и осознаем свою ответственность.
Живое тому подтверждение — осуществленные в разное время социальные проекты самого Большого драматического. В утреннем эфире о лаборатории «Новые люди», занимавшейся театральными практиками с подростками из разных районов Петербурга, вспоминали ее организаторы и действующие лица: Алексей Платунов, Борис Павлович, Наташа Боренко, Ада Мухина. Эта лаборатория — яркий пример того, как театр перестает быть закрытой институцией, сакральным чудовищем, никому, кроме его служителей, недоступным храмом, и становится открытой многофункциональной системой, то есть из чего-то пыльного и интересного только узкому кругу знатоков и ценителей превращается в современное, общественно-значимое и передовое. Днем состоялся показ инклюзивного спектакля «Язык птиц» с участием людей с ментальной инвалидностью — студентов центра «Антон тут рядом», который предварял рассказ о том, как уже почти пять лет назад создавался этот проект. Вечером социальный марафон завершился онлайн-показом спектакля «Что делать» и традиционными диалогами после спектакля с участием режиссера Андрея Могучего, главного редактора журнала «Театр» Марины Давыдовой и философов Михаила Ямпольского, Эдуарда Карякина и Александра Секацкого.
Разнообразный по участникам и формату Большой социальный день в БДТ показал, что театр не ограничивается размышлениями о том, с чем мы выйдем из карантина (разговоры эти естественны и необходимы, и ведут их сейчас многие), но делает все для того, чтобы процесс продолжался, — потому что жизнь нельзя отложить на завтра и будущее всегда рождается сегодня.
Комментарии
Оставить комментарий