Автор

«GIVE PEACE A CHANCE»

Мир окутала война — по большей части не персонифицированная, далекая и близкая, вспыхивающая в новостях и тлеющая годами на границах, как та, что берет в страшное кольцо хрупкий детский мир мальчика Питера.

Спектакль «Лис Peace» по книге Сары Пеннипакер в постановке Юлии Каландаришвили получился пронзительным антивоенным высказыванием. Такого мощного неприкрытого пацифистского месседжа не найти ни в одном театре для детей в Петербурге. Уже только за это можно влюбиться в тихий и страстный спектакль про мальчика и лиса от театрального проекта «27», премьера которого прошла на сцене театра «Цехъ».

Выбор места кажется неслучайным. Затерянный во дворах Петроградской стороны и неизвестно как выживший в период пандемии, театр «Цехъ» играет «Анну Франк» Виталия Дьяченко по пьесе Аси Волошиной и «Донецк» Анатолия Праудина. Спектакли, где со всей откровенностью, без лицемерия и пафоса рассказывается о том же самом — о мерзких личинах войны. «Лис Peace» легко и органично вписывается в этот ряд. С той только разницей, что обращен он не к умным взрослым, а к детям. Спектакль маркирован «12+», но смотреть его можно примерно с девяти лет.


Фото — В. Постнов.

Серьезность и почти публицистическая актуальность — не единственный вызов режиссера традиционному искусству для детей. Как и в своем первом хите, спектакле «Цацики идет в школу» театра «Суббота», Каландаришвили полностью отказывается от того, чтобы развлекать публику. В «Лис Peace» нет спецэффектов (если не считать таковыми монохромные анимационные вставки), красочных декораций, громкой музыки, заискивания перед залом, за которым обычно кроется менторская оппозиция «учитель — ученик». Театр в «Лис Peace» не стесняется быть театром, не прикидывается кино, дискотекой или компьютерной игрой. А главное — разговор с публикой идет на равных. И аудитория напряженно принимает правила игры.

Атмосфера пустого бруковского пространства, с четырех углов освещенного прожекторами, ненавязчиво проникла в «Лис Peace». Приглушенный свет (в нужные моменты прожекторы засветят в зал, не хуже уилсоновского фонаря в «Эдипе»), пара веток и одиноко блуждающая фигура странника, который тихим спокойным голосом начинает рассказывать свою историю, историю взросления — знакомства с неизведанным и отчасти враждебным взрослым миром, в котором так важно сохранить подлинные чувства, не изменить себе и при этом научиться делать непростой выбор. На мальчика он похож лишь каким-то детским неуловимым выражением лица, может быть, искренностью взгляда. Но вот он надевает на плечи детский рюкзачок, и мы окончательно понимаем — это Питер.


Фото —
В. Постнов.

Из ниоткуда, на ровном месте, как гриб после дождя, вырастает походная палатка. По сюжету герой убегает в лес на поиски своего друга — лисенка, поэтому арсенал предметов для игры в основном походный. Из этой палатки, как из волшебного сказочного сундука, появляются герои и предметы спектакля. Чем она только не становится — и домом, и норой, и лесом, и автобусом, словом, универсальная вещь, как зонтик Оле Лукойе.

Спектакль, как и книга, начинается с предательства. Вместе с отцом герой бросает своего питомца в лесу, так бросают дачники осенью прикормленных собак и кошек. Но Питер не взрослый, не успел зачерстветь душой, как его отец, поэтому его дальнейшее путешествие становится попыткой исправить невольно совершенную подлость. Ведь даже попрощаться навсегда, когда приходит время, тоже нужно суметь. В финале, обретя своего лиса, он вынужден расстаться опять, но уже не так, как в первый раз, а по-человечески. Есть над чем задуматься не только детям, но и взрослым, не правда ли? И это также важное свойство спектакля «Лис Peace». Его интересно и важно смотреть старшим вместе с ребенком. Каждый возьмет свое.

Вообще такие партизанские театральные проекты хороши тем, что режиссер в них просто обязан экспериментировать — таков закон жанра. И Каландаришвили усложнила задачу. Причем для зрителей не меньше чем для исполнителя. Густонаселенная история «Пакса», где кроме главного героя, мальчика Питера, — прорва народу, включая людей и зверей, разыгрывается одним артистом. Два полновесных акта, два с половиной часа с нами молодой актер Иван Писоцкий.


Фото —
В. Постнов.

Одно из важнейших качеств его игры в «Лис Peace», помогающее с успехом преодолеть сложнейший марафон спектакля, — правильно найденный тон. Актер почти никогда не форсирует, не стремится перекричать тишину зала, чтобы удержать внимание, наоборот, тихий и спокойный голос его героев заставляет вслушиваться, а вслушиваясь — понимать смысл произносимых слов, смысл истории, различать персонажей. Язык для современной публики непривычный и сложный, но актер точно следует раз и навсегда выбранным правилам, поэтому переход юных зрителей из мира гаджетов в мир театра происходит безболезненно. Перемена роли в его игре нередко обозначается лишь деталью. Вот актер повязывает себе ногу яркой тряпкой, и он — сломавший ногу Питер. Набросил оранжевый капюшон, пластика стала по-звериному чуть суетливой — лис Peace. Прицепил на ноги прищепками деревянные фигурки лисиц — начался диалог двух зверей, а поставил колено на походную табуретку — превратился в странную, не похожую на женщину, Волу — ветераншу боевых действий, добрую Бабу Ягу, так что момент своеобразной инициации в спектакле присутствует.

При внешнем минимализме выразительных средств моноспектакль Писоцкого сложно сочинен. Помимо драмы здесь, как вы уже поняли, много места занимает фигуративный театр, есть и клоунада, и пантомима (привет столь любимому режиссером Этьену Декру). Понятно, что гигантская пропасть разделяет начинающего Писоцкого и Ж.-Л. Барро, например. Но первый шажок в сторону этого сложнейшего синтетического искусства сделан актером. Предметы в «Лис Peace», как в детской игре, оживают в воображении и становятся партнерами, подыгрывают актеру. Не всегда это идет на пользу. Во втором акте их становится все больше, они вместе с массивами текста заполоняют все пространство спектакля, заслоняя артиста. Местами Писоцкий прогибается под их тяжестью — выключается из игры, теряет тональность и тянет фабулу. Но так происходит далеко не всегда. Уверен, при регулярных показах дыхания будет хватать, и тогда финальный исход героев, их освобождение – играться легче. А для такого забега, как «Лис Peace» Юлии Каландаришвили и Ивана Писоцкого, нужно долгое дыхание.

Комментарии

Оставить комментарий