Игра в города. «К» — Кудымкар
Расстояние по трассе от Перми — 198 км, население — 30 425 человек.
Кудымкар. Это не просто еще один город в Пермском крае, а столица Коми-Пермяцкого округа, внутри Пермского края, то есть главный город коренного народа этих земель — коми-пермяков.
Этой осенью я должна была оказаться в Кудымкаре, чтобы посмотреть премьеры последнего сезона Коми-Пермяцкого национального драматического театра имени М. Горького, и мечтала, что наконец доберусь до краеведческого музея и прогуляюсь по городу, который в первый короткий приезд увидеть практически не успела. Но как раз осенью Пермский край неожиданно закрылся от приезжающих театральных критиков, и весь репертуар сезона пришлось смотреть на видео, а прогулка по Кудымкару так и осталась неосуществленной. Однако все это не повод промолчать о городе, в котором я знаю как минимум два удивительных и необыкновенных места. Первое из них — это национальный театр, а второе — ресторан «Национальнöй».
Когда театральные гости приезжают в Кудымкар, даже если визит их совсем стремительный, то их обязательно ведут в ресторан коми-пермяцкой кухни, и малый город Пермского края тут же преображается в столицу настоящих пермяков. Это действительно так работает. Чтобы понять, где ты на самом деле находишься и с какой талантливой культурой столкнулся, пообедай в «Национальнöм». Здесь можно попробовать блюда с пермскими дикоросами пиканом и пистиками (соцветиями хвоща полового), блюда из лосятины и десерты с местными ягодами и орехами. По уровню ресторанной культуры и по тому, как соединяются национальные кулинарные традиции с тенденциями современной ресторанной моды, «Национальнöй» напоминает заведения северной кухни: Финляндии, Швеции, Норвегии. Более всего, конечно, именно Финляндии. И там и здесь простая еда бедняков — как, например, те же пистики, хвощ полевой — превращается в изысканное блюдо высокой кухни. И при этом ресторан коми-пермяцкой кухни — очень недорогое заведение, рассчитанное не на туристов, а на жителей города, больше половины которых этнические коми-пермяки.
Коми-Пермяцкий национальный драматический театр находится в большом округлом театральном здании, где много колонн, много «россиевского» желтого цвета и разнообразных декоративных элементов на фасаде. Наверняка это сейчас самое заметное здание в городе, и кажется, будто создано оно таким большим и ярким во искупление долгого, тесного и бесприютного прошлого национальной Драмы. Маленький деревянный домик, в котором жил театр с 1931 года, снесли еще в начале двухтысячных, а потом строили и строили новый, а театр ждал и ждал положенного дома. Но Коми-Пермяцкий театр, как и любой хороший театр, — это не здание, а театральный коллектив. И как бы ни было затерто это определение, коми-пермяки — природные, органические артисты. Близки им природа игрового, народного, балаганного театра, его юмор и его стилистика. И будто все здесь знают глубинную, затерянную, спрятанную Россию и могут показать ее как потерянным раем, так и адскою пустошью. Лет восемь назад объехали, кажется, всю страну два их спектакля-антипода: райский «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Гуркина и хтонический «Уйди-Уйди» по Коляде.
Театр играет спектакли как на русском, так и на коми-пермяцком. Сейчас на коми-пермяцком можно посмотреть, например, лирическую клоунаду «Кококез, Кококез, Кококез...» по «Старосветским помещикам» режиссера Татьяны Ворониной, а на русском — из последних премьер мне симпатичнее всего спектакль Алексея Шавлова «Пошехонская старина» по роману Салтыкова-Щедрина. Первый спектакль, опять же, рассказывает про потерянный рай, который наблюдает заезжий гость Н. В. Гоголь, а второй — про провинциальную хтонь, про барство и холопство. Кажется даже, что «Кококез» — про коми-пермяцкую идентичность, а «Пошехонская старина» — про нашу общую российскую.
В Коми-Пермяцком театре, как и во многих российских театрах, регулярно проходят режиссерские лаборатории, провоцирующие театр меняться и расширяющие его кругозор. На первой лаборатории счастливым оказался эскиз режиссера Веры Поповой «Черный монах», он не только превратился в репертуарный спектакль, но и стал номинантом «Золотой маски». Можно сказать, что с этого момента здесь началось обновление и репертуара, и режиссерского состава. А кудымкарские артисты Анатолий Радостев, Василий Макатерский, Валентина Мещангина, Галина Кудымова, Александр Власов, Анатолий Попов и многие другие получили наконец роли, в которых их можно по-настоящему разглядеть.
Комментарии
Оставить комментарий