«Игра в города». «Н» — Нюрба
Расстояние от Якутска — 812 км, от Мирного — 450 км. Население — 9694 человека.
Когда с критиком Анной Банасюкевич на обратной дороге из Якутского города Нюрба мы попали в занос и стали крутиться как в карусели, я, признаться, успела подумать: «Так тебе и надо, самонадеянный посланник империи, что возводит мосты и прокладывает дороги в Крым, а здесь, в Якутии, — не строит ни мостов, ни дорог, даже нормальный Интернет не провели, только бурим и бурим, забираем и забираем богатства этих недр». Самая большая территориальная единица страны — до сих пор одна из самых транспортно недоступных.
Чтобы попасть в Нюрбу из Петербурга, нужно долететь до Москвы и пересесть в самолет до города Мирного. Правда, самолет совершит промежуточную посадку в Новосибирске, заберет там вахтовиков и только после отправится до пункта назначения. От Мирного, сделав обязательную туристическую остановку у алмазной (кимберлитовой) трубки «Мир», гигантской дыры в земле (глубиной 535 м, шириной 1,2 км), нужно ехать еще шесть-восемь часов через речку Малая Ботуобуя и два раза по ледовой переправе через Вилюй — и тогда, если все сложится благополучно, попадешь в Нюрбу.
И вот теперь о том, зачем попадать в Нюрбу. Здесь в здании старого поселкового клуба (до 1997 года Нюрба была поселком) живет Нюрбинский передвижной драматический театр. Он играет и на своей площадке, и, что видно из названия, много ездит по соседним улусам.
Раз в два года, в марте, когда на реках еще крепкий лед, Нюрбинский театр проводит республиканский фестиваль «Сата». Сюда приезжают как знаменитые театры из Якутска — «Саха-театр», «Олонхо», ТЮЗ, — так и театры из Мирного и Нерюнгри, но, главное, здесь можно посмотреть спектакли художественного руководителя Нюрбинского театра Юрия Макарова и молодых якутских режиссеров, например Динислама Тутаева. То есть можно посмотреть самый независимый, страшный, магический и самый не вывозной театр вместе с его родным зрителем. Спектакли Нюрбинского театра не похожи ни на нынешние постановки якутского режиссера с международной известностью Сергея Потапова, ни на спектакли театров из столицы республики. Нюрбинский театр может показаться приезжему простодушным, потому что зритель его простодушен и открыт всему, или, наоборот, непостижимым, потому что у нас, людей европейской культуры, словно нет нужного разъема, чтобы к нему подключиться. Но здесь, в контексте города, места, природы, этот театр перенастраивает и пересобирает тебя. В спектаклях Нюрбинского театра, за какой бы сюжет (национальной или мировой литературы) ни взялись режиссеры, действуют разные демонические сущности и другие невидимые, но властные силы, не договорившись, не разобравшись с которыми, человек всегда попадает в беду. Приехав в Нюрбу рационалистом, тоскующим по доступному Интернету, уезжая, ты обнаруживаешь, как проникло и обосновалось в тебе магическое сознание, как связались в сложную систему: природа, театр, прошлое, настоящее и будущее, авария на дороге и наследная имперская вина, которую здесь чувствуешь почему-то сильнее, чем где-либо.
Комментарии
Оставить комментарий