Автор

«Игра в города». «С» — Саров

Расстояние по трассе от Нижнего Новгорода — 184 км, население — 96 052 человека.

Саров, или ЗАТО (Закрытое административно территориальное образование) «Саров». Он же ранее Горький-130, Кремлёв, Арзамас-75, Арзамас-16 и строго засекреченный объект по разработке ядерного оружия КБ-11.

Летающие по российским театрам критики иной раз могут попасть даже в такие места, что не всегда найдешь на гугл-картах. Из трех городов системы ЗАТО, в которых я побывала, Саров — самый удивительный и, к сожалению, самый закрытый. Отправляясь сюда в рамках ежегодного театрального смотра Нижегородской области или на фестиваль детских театров, который здесь проводится, ты должен получить нечто вроде визы, а вернее, одноразовый пропуск и пройти через охраняемую военными границу.

За этой границей — небольшой утопающий в зелени город, часть которого похожа на обеспеченную одноэтажную Америку, часть — на советский наукоград. А в самом центре — спрятанное архитектурно-историческое сокровище: Свято-Успенская Саровская пустынь, мужской монастырь, основанный в начале XVIII века. Под монастырем на глубине 6–12 метров есть подземный комплекс — это 300 метров узких тоннелей, ведущих к монашеским кельям и подземному храму. Секретный город, секретный монастырь, секретные подземелья.

В Сарове, может быть, как нигде больше (разве еще в Свияжске) спрессовано, как в атом, российское пестрое прошлое. Здесь уживаются невидимый миру православный центр, связанный с именем святого старца Серафима Саровского, и город, рожденный послевоенной ядерной гонкой, город советских материалистов, физиков, изобретателей бомб.

Здесь есть Музей ядерного оружия при РФЯЦ-ВНИИЭФ (Российском федеральном ядерном центре — Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики). В нем можно узнать и своими глазами увидеть (вместе с подлинными образцами «изделий») историю советского атомного проекта с сопутствующими ему шпионскими войнами, хрущевским обещанием показать «Кузькину мать» и бомбой, которая за этим обещанием стояла. Пожалуй, это один из самых пугающих музеев нашей страны, если не самый-самый.

Как и в большинстве закрытых городов России, в Сарове есть театр. Но если в других ЗАТО театры обычно находятся в зданиях сталинского ампира, построенных по проекту ленинградских архитекторов в пятидесятых годах, то Саровский драматический театр, располагавшийся в советское время на территории монастыря, в храме Серафима Саровского, с 2006 года играет в новом огромном здании в стиле «Лужковской архитектуры». Зеркало сцены, ее глубина и зрительный зал у театра — тоже достаточно большие.

Руководит Саровским театром директор Марина Першина, режиссеры же ставят в основном приглашенные. Масштабные, визуальные спектакли Алексея Забегина и Галины Зальцман, созданные в сотрудничестве с художницей Екатериной Никитиной, позволили театру попасть в программы многочисленных детских фестивалей: премии «Арлекин», Большого детского фестиваля, «Детского weekend’а» «Золотой маски».

«Белоснежка и семь гномов» Алексея Забегина и «Aлиssa» Галины Зальцман — безумный и прекрасный театр для детей и невзрослых взрослых, даже слишком прекрасный, чтобы прятаться в закрытом городе.

Комментарии

Оставить комментарий