Автор

«Игра в города». «Т» — Тольятти

Оксана Кушляева

Расстояние от Самары по трассе — 88 км. Численность населения — 699 тыс. человек.

Приехав в Тольятти, быстро обнаруживаешь, что три значительно отдаленных друг от друга его района — это три отдельных города. Комсомольский район суров. Там живут строители ГЭС и их потомки. Автозаводской район суров не менее. Это мир типовых бруталистских архитектурных проектов и родина российской автомобильной промышленности. Центральный же идентифицирует себя с затопленным при строительстве ГЭС Ставрополем-на-Волге. Туда когда-то переселяли жителей этой рукотворной отечественной Атлантиды.

Отдаю отчет, что мои сведения о Комсомольском районе (впрочем, как и о Центральном) не объективны. Патриотичные таксисты Автозаводского района не хотят везти туда, приходится уговаривать. Говорят: «Что там хорошего? Набережная?» В Автозаводском районе набережная старая, везде заборы-ограждения, тут осыпается, там обваливается, в Комсомольском — набережная новая, бетон, металл, ничего лишнего, чистая функциональность. Но для приезжего разница невелика. Оба района отлично подходят для того, чтобы увидеть основной конфликт Тольяттинской среды. Смотришь с набережной, видишь бескрайнюю Волгу, острова, а за ними синеют Жигулевские горы. Оборачиваешься и натыкаешься на металлические и бетонные человеческие постройки. В зеленый, кудрявый, залитый солнцем пейзаж вгрызаются кубы, параллелепипеды, строгие линии.

В каждом районе есть своя театральная жизнь. В Комсомольском районе находится молодежный театр «Вариант», часто удивляющий чопорное жюри петербургских любительских театральных смотров постановками по «страшным» современным пьесам. В центральном районе есть драматический театр «Колесо», Тольяттинский театр кукол, который совсем недавно попал в номинанты «Золотой маски» со спектаклем «Повесть временных лет» Александра Янушкевича, и Театральный центр «На Голосова, 20», когда-то знаковое для театральных людей место. Здесь в начале 2000-х благодаря Вадиму Леванову возникла новая тольяттинская драма, представители которой уже вошли в ранг современных классиков.

Мой же взгляд на Тольятти не беспристрастен, я смотрю на него всегда из Автозаводского района, где по широким автострадам люди ездят в основном на «Калинах», «Вестах» и «Приорах», а в квартале 11А на пересечении проспекта Степана Разина и Приморского бульвара находится театр «Дилижанс». История этого театра типична и уникальна одновременно. Образовавшись в 1992 году как молодежная театральная студия, он вскоре в полном составе стал курсом Зиновия Корогодского в Санкт-Петербургском университете профсоюзов. Сейчас это профессиональный городской театр, близкий по духу и по своей эстетике не столько тольяттинской среде, сколько петербургским студийным театрам: «Цехъ», «Субботе», а более всего «Театру Поколений», который также начинали делать ученики Корогодского.

Каждое лето, чаще всего в июне, театр проводит большой фестиваль-лабораторию «Премьера одной репетиции», заявки на которую принимает как от артистов труппы, так и от свободных режиссеров. Так, в театре помимо постановок худрука Виктора Мартынова ежегодно появляются премьеры авторства актрисы «Дилижанса» Екатерины Зубаревой и приезжих режиссеров, например Артема Устинова, Александра Кудряшова, Александра Серенко. Уникальность «Премьеры одной репетиции» — в феномене большого обсуждения, без которого зритель уже не представляет фестиваль. В зрительном зале после показов легко можно услышать: «Я хожу сюда послушать обсуждение» или «Вчера спектакль был интереснее обсуждения, а вот сегодня обсуждение интереснее спектакля».

Комментарии

Оставить комментарий