Исследование памяти
Этой весной в Петербурге состоялся первый фестиваль для подростков «В смысле?». Программа фестиваля состояла из проектов самых разных форматов – от спектаклей, лекций и мастер-классов до книжного стендапа подростков и создания с педагогами документальной постановки в жанре «театра горожан».
События фестиваля объединяет стремление исследовать то, как современный театр осмысляет память человека, его пережитый опыт. Например, танцевальный перформанс «Я танцую, пока ты смотришь на меня» размышляет о том, как через танец проявляется человек. Языком танца и современных технологий команда спектакля «Это тебя касается» рефлексирует о мире через тактильные ощущения. Жанр «Принца в корзине» – «почти автобиографическая легенда», в основе спектакля личная история режиссера о том, как родители навязывают собственные желания и несбывшиеся мечты ребенку. Спектакли фестиваля «В смысле?» различным театральным языком говорят о том, как найти себя, преодолеть страхи, отрефлексировать и принять случившийся жизненный опыт.
Спектакль-инсталляция «Дым», Молодежный центр «Космос» (Тюмень), режиссер Владислав Тутак
Публичную программу «В смысле?» открыл спектакль-инсталляция «Дым.» режиссера Владислава Тутака по мотивам графического романа Ольги Лаврентьевой «Сурвило». В залах «Пушкинской-10» в небольшом темном пространстве находятся объекты, соотносящиеся с событиями жизни бабушки автора романа – Валентины Викентьевны Сурвило. Маршрут инсталляции выстроен в хронологическом порядке от детства к взрослой жизни, но сами экспонаты-воспоминания монтируются контрастно, как бы лоскутами: микроволновка с пирогом из шишек, осенних листьев и земли, связанная с радостным детским днем, соседствует с экспонатом о войне. Так создается жизнь, в которой все события, независимо от того, счастливые они или страшные, соединены.
Зритель воспринимает спектакль визуально, через звук и тактильные ощущения от прикосновений к объектам. Историю Валентины Сурвило молчаливо рассказывают предметы. В наушниках зритель слышит монолог героини о пережитых событиях. Помимо голоса в аудиозаписях создается звуковой ландшафт каждого эпизода жизни от гулких шагов по лестницам доходного дома, когда в соседних комнатах поселились чужие и незнакомые люди, до сообщения Ю. Левитана о начале войны. Зритель следует по маршруту и узнает о судьбе Валентины Викентьевны, на долю которой выпали репрессии семьи, война, блокада. Предметы – школьная тетрадь с задачами по математике, большие бухгалтерские книги, домашний красный дисковый телефон, письменный стол с собраниями сочинений – знакомы, их можно до сих пор найти в квартирах на антресолях среди старых вещей, свидетельств советского прошлого.
В «Дыме» сконцентрирован и художественно осмыслен опыт трагических событий прошлого. Предметы – след человека. Его может уже не быть, но предмет остается материальным доказательством жизни. История Валентины Сурвило, визуализированная через предметы, становится голосом поколения, сквозь который можно услышать судьбы миллионов ее современников. В финальном арт-объекте ровный блестящий круг, напоминающий озеро, обложен со всех сторон землей, на которой расставлена обувь – туфли, ботинки, резиновые сапоги. Появляется тревожное чувство – неясно, что еще хранит в себе безответная гладь, или это зеркало, в которое нужно вглядеться.
«Я танцую, пока ты смотришь на меня», Театральная компания «немхат» (Пермь), режиссеры Саша Шумилин, Дарина Чиркова
Название «Я танцую, пока ты смотришь на меня» в буквальном смысле отражает организацию перформанса: 16 перформеров танцуют под музыкальные треки, пока зрители за этим наблюдают. Эта знакомая коммуникация – когда один показывает, а другой смотрит – единственное, что остается от театра. «Я танцую…» – это перфоманс о том, что каждое тело разное, о ценности личного телесного опыта. Каждый участник предлагал музыку, с которой он в этот период времени себя ассоциировал, и отвечал на три вопроса: «что нравится в теле?», «что не нравится?» и «о чем ты танцуешь?». Имена, фото участников и их ответы можно было открыть по QR-коду перед перфомансом.
Драматургия перформанса состояла из пролога и 16-ти композиций, которые между собой разделила кульминация. Участникам в прологе предложили выполнить упражнение – двигаться, соблюдая единую скорость. В кульминации перформеры пробовали другое упражнение на напряжение каждой мышцы тела. Общие части с выполнением одного задания не унифицировали тело, наоборот, стала заметной разница телесных реакций участников, например, кто-то начинал с мышц лица, а кто-то с рук. Кроме общей части в перфомансе ничего оговорено не было. Участники не знали, когда зазвучит их трек, последовательность музыки возникала «здесь и сейчас». В рамках фестиваля «Я танцую…» прошел дважды, оба перфоманса были единственный раз произошедшими и уникальными. Участники первого перформанса – пермские студенты медицинского университета, второго – петербургские жители, набранные через опен-колл.
«Я танцую о любви», «о профессиональном выгорании и о переменах в жизни», «о свободе», «о мыслях в голове», «о многогранности жизни», «о природе и заземленности», «о детстве», «о сегодняшнем дне», – ответы перформеров вызвали ощущение сопричастности. Танец в этом перфомансе стал универсальным языком, через который можно быть услышанным и понятым. Участники не придумывали хореографию к своим композициям, танец возникал сам собой и был импровизацией, реакцией на музыку и происходящее «здесь и сейчас», мгновенным и свободным высказыванием. В танце становились явными эмоции перформеров, их причины танцевать, танцевальный опыт или его отсутствие. От открытости и беззащитности участников у зрителей возникало бережное отношение к ним, к их внутреннему миру. Коммуникация зала и перформеров ощущалась как совместное событие искренности. «Я танцую…» – про то, что человеку в его высказывании, монологе о пережитом опыте, нужен адресат.
«Это тебя касается», Инновационный театр балета ИКЦ (Калуга), режиссер Константин Солдатов
«Это тебя касается» предлагает зрителю исследовать телесные касания, какие они бывают от касания звуком и светом до прикосновений человека. В «Это тебя касается» существуют зоны зрительского участия, зрители влияют на ход действия, его финал.
В спектакле сложно организованная композиция, исследование тактильных ощущений развивается постепенно. Оно начинается со случайных касаний в темноте, когда и зрители, и актеры находятся на сцене, а от силы прикосновения возникает свет. С помощью современных технологий на следующей фазе исследования артисты опытным путём доказывают, что тело может звучать. Они становятся на металлические диски, через них проходит цепь электричества, и когда актер двигается на диске, возникает звук. У любого движения есть ритм, скорость и характер. Зритель видит, как артисты пробуют разные движения, бытовые и танцевальные, и слышат, какая мелодия возникает. Потом зрителям предлагают выйти на сцену и тоже попробовать создать музыку своего движения.
Труппа Инновационного театра балета состоит из танцовщиков различных танцевальных техник. Соединение в одном спектакле классической и современной хореографии приближает язык танца зрителю. Два события фестиваля «Это тебя касается» и «Я танцую, пока ты смотришь на меня» выражают схожую мысль об индивидуальности человеческого тела, о том, что человек выразителен сам по себе. Так, в спектакле «Это тебя касается» разным пластическим языком говорят об одном – о тактильном опыте. В спектакле звучат записанные истории артистов и зрителей (свою историю может оставить любой зритель на сайте проекта) о том, какое прикосновение стало для них главным в жизни. На сцене зритель видит, как артисты «переводят» вербальную историю на язык танца. Истории рассказывают о разном опыте – от травмы, когда девушка не чувствовала тело ниже пояса, до воспоминаний касаний бабушки, которой уже нет. Рассказывающие пытаются найти точные слова, которые выражают ощущение от прикосновения, например, молодой человек рассказывает о пробуждении с любимой девушкой: «Ощущение тела везде…будто невесомость внутри тебя…».
Жанр «Это тебя касается» – спектакль-исследование. Как и в каждом исследовании, команда спектакля вводит термин «touch hunger / телесный голод / голод по прикосновениям» – острый недостаток прикосновений, тоска человека по объятиям. Реальные истории и зоны участия зрителя в спектакле преследуют цель – утолить телесный голод, потому что в повседневной жизни касания часто бывают формальными, и редко кто осмысляет свой телесный опыт. В финале спектакля, когда и зрители, и актеры танцуют вместе, случайно коснуться другого человека уже нестрашно, даже хочется поделиться объятиями.
В пространстве Малой сцены БТК на небольшой сцене в форме трапеции воссоздана поверхность Луны. Среди гор и скал зритель видит серую, блестящую ракету и две таблички «POLICE» и «HOME». Главный герой – Коп, небольшая кукла в сером скафандре с тонкими ногами, глазами бусинами и руками на тростях. Коп по долгу службы живет на Луне на случай, если кто-то с Земли решит прилететь. Желающих исследовать Космос немного, но кто-то находится, тогда освещается светом круглая модель Земли с континентами и морями, прикрепленная к потолку Малой сцены. Планета делает оборот вокруг своей оси, одновременно этот круг совершает и вылетевшая с Земли ракета на пути к Луне. Миг, и рядом с Копом среди лунных скал оказывается человек. Встречи на Луне нарушают одиночество главного героя, однажды даже прилетает человек с собакой. Но все они скоро возвращаются на Землю. Герой остается один.
В темноте Космоса свободно передвигаются, наблюдают за людьми, ведут кукол и управляют миром спектакля два робота R-28 (Роман Гараев) и M-03 (Максим Морозов). Лица актеров закрыты мотоциклетными шлемами, а костюмы устроены так, что нет ни единого открытого участка тела. Роботов отличает друг от друга только номер на спине кожанки. Однако техно-будущее с искусственным интеллектом не вызывает страха, и порядковые номера не ассоциируются с «Мы» Е. Замятина. Благодаря музыке группы «Daft Punk» создается атмосфера захватывающих космических путешествий. На планшете сцены среди лунного пейзажа можно увидеть звуковой пульт и моно-синтезатор, треки «Daft Punk» включает сам Коп.
Режиссер БТК Алена Волкова поставила спектакль об одиночестве, о том, что все мы ждем кого-то, и всем нам кто-то нужен. Когда Коп остается один, он вспоминает о встречах с людьми, держа в руке красный поводок собаки. Герой оседает среди камней, ложится, становясь невидимым. Но одиночество нарушает новая ракета. Из нее выходит девушка в скафандре. Она немного неуклюжа, и у нее не с первого раза получается зафиксировать новую табличку «CAFE». Героиня находит Копа. И вот Коп уже не один, а в кафе на Луне, наверное, будут часто приезжать люди. «Single. (Один на луне)» – про то, что человеку нужен человек даже на Луне.
«Принц в корзине», «Театральный проект 27» (Санкт-Петербург), режиссер Владислав Тутак
«Принц в корзине» стал финальным событием публичной программы «В смысле?». Спектакль в жанре «почти автобиографическая легенда» основан на личной истории режиссера Владислава Тутака и «Гамлете» Шекспира. «Принц в корзине» – спектакль о вечной проблеме «отцов и детей», о том, как родители часто решают судьбу ребенка за него. Отец (Михаил Ложкин), в прошлом успешный игрок в баскетбол, желает, чтобы сын продолжил семейную традицию и стал профессиональным спортсменом. Но Сын (Валерия Ледовских) другой, он сочиняет кукольные спектакли и мечтает о театральном институте. Интересы мальчика непонятны Отцу, и попытки поговорить заканчиваются ссорами, в которых Мать (Любовь Яковлева) защищает Сына. Но до этого Мать обходит мужа, сидящего в кресле, по широкой дуге, держась от него на безопасном расстоянии. Когда начинаются привычные ссоры, Сын надевает наушники и уходит в свою комнату, где упорно сочиняет свою «Мышеловку». Создание спектакля проецируется на экран, и зритель видит, как Сын делает кукол, точь-в-точь похожих на его родителей, расставляет их по мизансценам. В ситуации, когда поговорить вербально не удается, герой пробует спектаклем – невербальным языком – объяснить родителю свой выбор жизненного пути.
В спектакле «Принц в корзине» герои существуют двойственно: они одновременно и Отец, и Мать, и они же персонажи «Мышеловки» Сына. Главный герой создает в спектакле самого себя, только этот мальчик меньше возрастом, для Принца (Даниил Козлов) его папа – пример и авторитет. Двойственность персонажей выражается в костюмах. Отец появляется с короной на голове и в баскетбольной форме, но она черного цвета с высоким барочным воротником. Поверх нее герой носит широкую мантию, которая усиливает образ Отца как средневекового короля. Мать одета в длинное платье с высоким воротником и шлейфом, но из-под подола выглядывают кроссовки, а на лбу героини – спортивная повязка. У всех героев, кроме Сына, выбелены лица. Отец и Мать напоминают масочных героев. Михаил Ложкин создает маску стереотипного отца спортсмена, который возвращается с работы и смотрит весь вечер по телевизору матч, а жена ему приносит тарелку с чипсами. В пластике героини Любови Яковлевой проявляется подчеркнутая статуарность. Мать движется по сцене медленно, прямыми и четкими путями. Любовь Яковлева говорит высоким голосом с блаженными интонациями. Так создается маска счастливой жены и матери, которая готова уладить любой семейный конфликт.
Владислав Тутак в спектакле стирает границу между жизнью семьи и «Мышеловкой» главного героя. Гротескное существование актеров усиливает ощущение того, что происходящее на сцене отражает не объективную картину жизни семьи, а является видением только Сына. Одновременно с этим такое существование актеров подчеркивает закрытость, замкнутость персонажей на себе. Снять маски с родителей и поговорить становится целью постановки «Мышеловки». Показ спектакля – кульминация «Принца в корзине», после нее маски родителей начинают спадать. Отец что-то понимает и спрашивает Сына: «Сложно. Сынок, я не понял, ты что-то хотел этим сказать?». Мать после «Мышеловки» напоминает сломавшийся механизм. Героиня говорит и активно жестикулирует руками, как бы раскладывая свою речь на жесты, пытаясь любым способом удержать образ счастливой мамы: «1, 2, 3 и сидим, целуем мамочку…».
В финале существование актеров окончательно меняется, перестает быть гротескным. Мать появляется босая, без кроссовок, распустив волосы. Она садится в кресло и читает монолог Офелии из 3-го акта: «Рассудок мой томится, я сгораю/ От страсти и сомнений, разум гибнет, /Не в силах разобраться в сей загадке. /Боюсь, меня безумие настигнет…», не заканчивает и замолкает. Прерывая абсолютную тишину, Отец говорит, что сын уехал и поддерживает связь только с матерью. Затем звучит монолог Сына о том, что он не ответил Отцу на письмо, но книгу его «Моя жизнь в баскетболе» прочитал. После монологов героев наступает тишина, сцена медленно погружается в темноту, и вдруг раздается громкий энергичный бит – звуковая тема Отца. Затем тишина. И неожиданно биту отвечает лирическая инструментальная тема Сына. Надежда на встречу есть.
——
После каждого спектакля зрители могли остаться на обсуждение и поделиться чувствами от увиденного, возникшими ассоциациями или рассказать свою личную историю. Обсуждения были так же важны, как спектакли. Потому что увиденный спектакль – тоже опыт, который нужно осмыслить. Найти форму, точные слова театральному переживанию – было целью обсуждений.
Комментарии
Оставить комментарий