Автор

Истина где-то рядом

С 14 по 21 мая в СамАрте прошла драматургическая лаборатория – «ДрамКласс: мастерская юного драматурга», героями и авторами которой стали подростки образовательного центра «Южный город», написавшие первые в своей жизни пьесы в диалоге с драматургом, театральным педагогом Евгенией Алексеевой; автором проекта Екатериной Аверьяновой.

Итогом десятидневной работы стала читка новой пьесы в холле театра, поставленная режиссером Алексеем Елхимовым, миниодноактовки, собранные в «рабочие тетради» подростков, опубликовать в самиздатовском школьном альманахе. О том, что нового может подарить театру далеко не юная техника Class Act, почему подростки – инопланетяне, и как драматургия помогает раздышаться, я расскажу ниже в обзорном сюжете лаборатории.

Class Act в России всегда немного не то, чем кажется

Широко известная в узких кругах образовательная техника диалога между театром и зрителем была придумана в Великобритании в 1990 году Jane Ellis (специалист по образовательным программам театра Траверс [Traverse Theatre]) и Jenny Wilson (преподаватель драматургии) в рамках проекта «Writers About» для учеников старших классов школ Эдинбурга. «В 1993 году проект был переименован в Class Act. В 2001 году проект становится национальным, а в 2004 международным»[1].

Как точно фиксирует Мария Крупник, «проект является регулярной программной деятельностью театра Траверс и поддерживается рядом благотворительных фондов и организаций (The Andrew Lloyd Webber Foundation, The Cross Trust, The Dr David Summers Charitable Trust & Edinburgh Airport Community Board).В год выбирается пять-шесть школ, которые участвуют в проекте, и драматурги посещают школы один раз в неделю, на протяжении восьми-десяти недель и занимаются со школьниками в рамках обязательного для них факультатива»[2].

В Россию Class Act пришел в конце девяностых – начале двухтысячных при непосредственном участии кураторов и идейных вдохновителей новой волны современной русской драматургии (Елены Греминой, Елены Ковальской) и плотной работы педагогов и театральных менеджеров (Марии Крупник). И хотя через игровую технику Class Act прошло немало профессиональных драматургов (Вячеслав Дурненков, Мария Зелинская, Анастасия Букреева, Юрий Клавдиев, Вадим Леванов, Алексей Житковский и многие другие), но единой методички, удобной и приятной всем, безусловно не существует.Скорее, Class Act в России воспринимается, как хаотичная попытка быстро поговорить о главном, познакомится с новой школой в молодом районе города, привлечь в театр будущих профессиональных зрителей.

Финансовые трудности в реализации проектов такого типа, загруженность школ и подростков, нежелание театров рисковать и встраиваться в непонятный «социальный проект» приводит в итоге к медленному, но верному угасанию Class Act в России. При этом, именно сегодня Class Act вызывает у подростков не просто интерес, а воспринимается ими как приглашение к диалогу. И в новых реалиях основной задачей Class Act становится построение хрупкого мостика не между театром и публикой, а между взрослым и подростком, отодвинутым на второй план по причине «более острых ситуаций и проблем».

Южный город – немного Марс?

История творческого сотрудничества образовательного центра «Южный город» и театра СамАрт возникла по причине географической удаленности и некоторой отрезанности первого от второго. Город строился, пригород рос. И, как это бывает в миллионниках, появился целый микрорайон с собственной инфраструктурой (детский сад, школа, магазины, больница) под названием «Южный». Исследованием его и школьников, живущих в этой локации, предложили заняться драматургу, режиссеру и куратору проекта.

Работа с подростками состояла из нескольких этапов. В первый день ребята рисовали ментальные карты своего района – глубоко личные, субъективные, с весьма условным соблюдением масштаба. На листы ватмана подростки наносили места, которые для них имели важное значение (школа, фонтан, спортплощадки, дворы и т.д.). Потом группы представляли свою карту, и каждый участник рассказывал личные истории, связанные с его районом. Ребята отмечали всё странное, неожиданное, смешное, красивое, уродливое, абсурдное, что нам попадалось на пути. Старались услышать звуки одновременно, выделить из них самые типичные и то же самое проделать, например, с запахами.


Читка пьесы «Южный город». А. Пеньков, А. Конева, А. Денисова, Р. Васильев, А. Вельмискина. Фото – И. Малышева.

«В начале лаборатории мы с ребятами много гуляли по окрестностям, смотрели на знакомые пейзажи под другим углом, творчески их переосмысливали. (Подобного рода осознанные прогулки – дрейф - практиковали художники-ситуационисты, вдохновленные философскими идеями Ги Дебора, ещё в 60-х годах прошлого века в попытках уйти от давления и стереотипного восприятия городской среды)».

Гуляя по району, участники проекта обращали особое внимание на разных людей – жителей Южного города, делили их на разные группы и категории (яжемать, сосед, младший брат и так далее), вспоминали или сочиняли про них истории. Драматург Евгения Алексеева предлагала участникам посмотреть на привычные городские объекты глазами иностранного туриста или глазами инопланетянина, представить, что мы видим это во сне, или что вспоминаем все это спустя много лет… Так во время прогулок через прием остранения и возникла идея пьесы – в Южный город прилетели инопланетяне, чтобы изучить местных жителей, их повадки и способы взаимодействия…


Читка пьесы «Южный город». Фото – И. Малышева.

Последние три дня лаборатории кураторы говорили о теории драматургии, писали – индивидуально и в парах, давали друг другу обратную связь, дорабатывали, уточняли, редактировали...

В итоге подростки сами создали довольно любопытную пьесу (я в основном занималась монтажом – соединяла разные сцены и сокращала) про свой район и местных жителей, которая заканчивается фразой «Мы поняли, что Южный город – это такое место, где живут разные, но в целом счастливые человечки».

Почему инопланетяне плачут?

21 мая в СамАрте прошла читка, сшитой из лоскутков пьесы о городе, но на самом деле – о счастье. Лейтмотивом всех историй, собранных в хронику, стали ощущения подростка от окружающих его больших людей и, в буквальном смысле, игра в инопланетян. Вот бабки на лавке обсуждают внуков, словно те не живые люди, а удачные или не очень механизмы, способные выполнять команды взрослых. Склейка, следующий эпизод «Детская площадка» с яжематерью, родившей себе нового, лучшего ребенка и выгоняющей с кулаками менее удачную версию чьего-то подростка, непригодного к перестройке. Склейка, «Лифт». Парень в костюме кукурузы, отправившейся на раздачу флаеров и встретивший случайно на третьем этаже «нормального» учителя. Наконец, самый сильный эпизод с девочкой, которая очень громко слушает музыку, злит соседа, пытается выяснить с ним отношения через дверь на холодных повышенных тонах, а потом знакомится, плачет и рассказывает о тотальном одиночестве, родителях, решающих насущные проблемы 2022.

Казалось бы, ничего нового, все те же дети и космос вокруг них такой же. Лето за окном. Но только вакуума вокруг стало больше, а слов почти не осталось.



[1] Крупник М. Искусство в школе,2016 г.

[2] Крупник М. Искусство в школе, 2016 г.

Комментарии

Оставить комментарий