Красноярск. Энергия
Красноярск — это мощная энергетическая станция на карте РФ; здесь природа, тайга и огромные территории, возбуждающие реальную, а не фальшивую любовь к родине. Красноярский край — место со сложной историей, связанной с переселенцами из разных мест, историческими драмами и относительной удаленностью от центра, что дает ощущение странной и спасительной свободы. Здесь не всегда и не всем есть дело до культуры, но когда живой очаг искусства рождается сам собой, а не по инициативе сверху, он становится территорией подлинных локальных открытий.
Сегодня Красноярск встряхнули, перекрасили и помыли — это сделано к Универсиаде-2019. Енисей в центре города, красивые склоны и скалы, высоты и низины, свободная натура местных — все это складывается в особенный, уникальный «ландшафт», ради которого стоит лететь четыре с лишним часа из Москвы. Машины с правым рулем и большие скорости на дорогах связывают край с Дальним Востоком. Театр же традиционно связан с магистральной российской историей: вся его сила зависит от персональных вложений людей, которые здесь работают.
Жить удобнее в центре — бо́льшая часть театров расположена в пределах проспектов Мира и Ленина. Остановиться можно в хостеле «Enisey» или «Titmous»; небольшой проверенный отель в центре — это «Дом Отель Neo» (из театральных здесь жили, например, Юрий Квятковский, Семен Александровский, Михаил Дурненков); серьезные гостиницы: «Красноярск» на Театральной площади, сетевой «Новотель», люксовый «Купеческий».
Чтобы попасть в ТЮЗ, нужно переехать через Енисей на левый берег, воспользовавшись маршрутными автобусами, «Uber», «Yandex taxi», такси «Максим».
В огороде хорошо развит ресторанный бизнес. На проспекте Мира много кофеен: есть «Bulka» с видом на Пушкинский театр, «Культура», «Академия кофе». Если перекусить быстро и недорого — кафе «Славное» с самообслуживанием, тоже около Пушки. Поесть быстро, приемлемо по цене и не ходить с подносами — это «Перцы», «New York». Рестораны: «Свинья и бисер», «0,75», «Булгаков». Вино — «Пробка на Мира». Выпить-потусить после спектакля — «Нет проблем бар», «Welcome bar», «Yushin brothers».
Как добраться:
Рейсы «S7» и «Аэрофлота». Из Москвы и Санкт-Петербурга лететь четыре с половиной часа.
Театральный сезон длится с сентября по июнь. Билеты на спектакли можно приобрести на сайтах https://krasbilet.ru, https://krs.kassir.ru; в кассах и на официальном сайте театра.
Драматический театр им. А. С. Пушкина
Пушкинский — один из старейших российских театров: в 1850-е в Красноярске гастролировали антрепренеры, а уже в 1870-е по инициативе местного купца было построено первое здание театра. Нынешнее, каменное, здание открылось в начале 1900-х годов, и случилось это благодаря денежным взносам самих горожан. В позднесоветские годы, да и сейчас, Пушка славится сильной труппой, но интересная художественная жизнь началась здесь с 2006 года, когда театр возглавил Олег Рыбкин, ученик Петра Фоменко, эстет и представитель редкого типа российского режиссера, стоящего на «школе», но устремленного к нетривиальным репертуарным названиям и формам.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Режиссер О. Рыбкин. Драматический театр им. А.С. Пушкина
Рыбкин начинал свою карьеру в новосибирском «Красном факеле» и в Москве. Он любит Чехова: в «Трех сестрах» героини бегали на огромных каблуках, и все вместе было похоже на новый европейский театр больше, чем на «русский». Он ставил Лагарса, Кольтеса и Патрика Марбера, ему удаются маньеристские сюжеты вроде «Опасных связей», он умеет добывать малознакомое отечественной сцене вещество прихотливых эротических связей между всем на свете. У Рыбкина есть вкус на современную драматургию: несколько лет подряд при поддержке Фонда Прохорова на Малой сцене Драмы проходил фестиваль «ДНК» («Драма. Новый код»), куда приезжали деятели «новой драмы» и московского Театра.doc. Пережив недавнюю реконструкцию, Театр Пушкина стал таким нарядным, что вряд ли можно мечтать о новых диких пьесах на этих подмостках, но в репертуаре есть хит Рыбкина «Конек-горбунок», недавний «масочный» номинант «Розенкранц и Гильденстерн» с очень хорошей работой артистов, бормочущих текст Стоппарда в духе «нового реализма» в микрофоны, и спектакль Дмитрия Егорова по Пригову «Я.ДРУГОЙ.ТАКОЙ.СТРАНЫ» (тоже номинант «Маски») — высказывание на тему травматичной советской истории.
Пр. Мира, 73
Красноярский ТЮЗ
ТЮЗ располагается на правом берегу Енисея, месте, традиционно связанном с промышленностью и считающемся более «рабочим»; вся деловая жизнь и культурные развлечения — на левом. И то, что красноярский ТЮЗ сегодня — один из самых интересных российских театров для детей и подростков, является заслугой его худрука, режиссера Романа Феодори, пришедшего сюда в 2011 году. Спектакли Феодори для детей — это высокого качества блокбастеры, в которых всегда есть отличная работа художника Даниила Ахмедова, умеющего визуализировать самые изощренные фантазии, и композитора Евгении Терехиной, мастера сочинить запоминающийся мотив. Но красноярский ТЮЗ — это не только производство спектаклей (а Феодори регулярно номинируется на «Золотую маску» и получает ее), но и мощная культуртрегерская деятельность: здесь воспитывают зрителя, выращивают режиссерские кадры, делают лаборатории, проводят фестиваль эскизов молодых режиссеров «Вешалка» и занимаются социальными проектами.
«Хроники Нарнии». Режиссер Р. Феодори. Красноярский ТЮЗ
Свободная жизнь, которую ведет театр сегодня, заставляет вспомнить его короткую, но нетривиальную историю: ТЮЗ был открыт в 1964 году в Доме культуры им. В. Маяковского, куда приехала группа выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (тогдашнего ЛГИТМиКа) — в том числе Геннадий Опорков и Лариса Малеванная, звезды советского театра. А в 1970-м вместе с Генриеттой Яновской сюда приехал молодой Кама Гинкас, только окончивший в ЛГИТМиКе курс Товстоногова. Их спектакли — «451 градус по Фаренгейту» по Рэю Брэдбери, «Кража» по Виктору Астафьеву, шекспировский «Гамлет» — задавали непростые вопросы и делали это в острой современной манере, не деля публику на «детскую» и «взрослую».
Роман Феодори тоже родом из ЛГИТМиКа (мастерская Геннадия Тростянецкого); органический талант к театральной метафоре в нем сочетается с чутьем на трагическое, вот его он и разглядывает в Андерсене, Кэрролле и «Хрониках Нарнии» с настоящим увлечением современного художника.
ул. Вавилова, 25
Независимые театры и проекты
Долгое время в городе говорили об острой нехватке еще одного театра. Вторая драма так и не появилась, а вот независимые проекты в ответ на этот запрос стали развиваться. Они разные: от простеньких спектаклей про любовные треугольники до действительно новых для города форм. Именно молодые антрепризные коллективы первыми вовлекают зрителей в читки, бродилки и иммерсивные спектакли. Отозвалась даже премия «Театральная весна» краевого минкульта — номинациями «среди спектаклей коммерческих театров и антрепризных групп».
Театр на крыше
Самый известный и по-настоящему модный независимый проект города был создан в 2001 году двумя коллегами, маркетологами телекомпании ТВК Еленой Городецкой и Лерой Березкиной. Девушки любили театр и, вдохновившись спектаклями «Практики», Театра.doc, новой драмой и пьесами Вырыпаева, прыгнули в новую для себя сферу. Не просчитывали целевую аудиторию, не искали больших спонсоров, но вдруг идеально попали в настроение публики.
Охарактеризовать «Крышу» можно тремя прилагательными: летняя, стильная, экспериментальная. Отличительная черта — атмосфера, в которую хочется возвращаться. Это всегда открытая крыша, кресла-мешки вместо стульев. Здесь легко и прохладно, есть красивый вид на город, арт-объекты вроде светящихся в темноте букв LOVE, фотолокации, вкусный кофе и много молодых зрителей, среди которых, кстати, немало тех, кто «я в театр вообще-то не хожу». Сезон длится три теплых месяца, в афише — спектакли, музыка, танцы. На «Крышу» переносили постановки местных гостеатров, приезжали с гастролями из других городов. Много проектов команда придумывала и продюсировала сама. Билеты раскупаются быстро, и все эти годы для этого достаточно аккаунтов в соцсетях и сарафанного радио.
Театр на крыше
Здесь показывали сторителлинг с Еленой Новиковой и Виталием Щанниковым, эскиз «Пьяные» режиссера Вячеслава Тыщука, спектакли-променады Юрия Квятковского, моноспектакль «Моя Психея» актрисы Аси Малевановой и режиссера Алессандры Джунтини, буффонаду «Полный Шекспир» Дмитрия Егорова; здесь же проводили фестиваль «Любимовка в Красноярске». «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова в постановке Семена Александровского вошел в программу «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска»-2019. Для независимого театра Красноярска — большое событие.Крыша ТРЦ «Комсомолл» на ул. Белинского
«Yushin Brothers»
Барбер-лофт «Yushin Brothers» — просторное творческое пространство и бар — создал путешественник, неординарный модный барбер Денис Юшин. У Юшина стригут, едят и выпивают, по выходным танцуют и слушают лекции, мастер-классы, концерты. Бородатые ребята открыты к проектам, разрешают читать в своем деревянном лофте пьесы, устраивать поэтические вечера, показывать спектакли. Самый известный их театральный проект — «С училища» по пьесе Андрея Иванова. Режиссер Валерия Итименева и артисты Красноярской драмы сделали спектакль иммерсивным: здесь нет привычной сцены, актеры могут оказаться в любом уголке зала, общаются со зрителями, и вообще много интерактива.
ул. Карла Маркса, 102Ау
«С училища». Режиссер В. Итиминева. «Yushin Brothers»
Мим-театр «За двумя Зайцами»
Тридцать два (!) года назад Ирина и Валерий Зайцевы, выпускники Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, приехали в Красноярск и основали свой независимый проект — клоун-мим-театр «Жест». Позже переименовали его в мим-театр «За двумя Зайцами».
В девяностых у театра был подъем: много фестивалей, известность в городе. Затем период спада и новый этап с 2004 года, когда набралась первая группа Школы современного актера. Студийцы отучились при «Зайцах» два года, получили дипломы и вошли в мим-труппу — театр словно возродился.
Сегодня это единственный в Красноярском крае театр пантомимы. Его девиз — «смешно о серьезном, серьезно о смешном». Все спектакли авторские, самый известный — черно-белый «Ё». В нем нет ни одного слова, а трогательную историю познающего наш мир Дядюшки Ё и его знакомых артисты рассказывают через жесты, мимику, пластику.
Постоянная сцена мим-театра — черный квадрат в подвале ДК КрАЗА. Далеко не в центре города — в Зеленой роще, рабочей, промышленной части. И хотя за эти годы случалось не только хорошее: повышали аренду, забирали часть помещения — театр живет, выпускает премьеры, играет репертуар, даже ездит на зарубежные гастроли. Это удивительный для Красноярского края пример долгого существования не просто независимого, но еще и узконаправленного по формату театрального проекта.
Ул. Тельмана, 30
Антреприза в том самом смысле
Бо́льшая часть негосударственной театральной жизни Красноярска — антреприза в узком понимании слова. В городе шутят, что у каждого состоявшегося актера есть хотя бы один спектакль «о страстях и изменах», который он сам для себя продюсирует.
Одна из основных сцен этого сегмента — Дом актера. Над его афишей не раз шутил театральный Фейсбук, ведь из ее названий складывается своя пьеса о неплатонической любви: «Подыскиваю жену недорого» — «Наш сын — бабник» — «Мальчишник по-итальянски» и так далее.
«Мужской род, единственное число». «Отдельный театр Андрея Пашнина»
Лидер этого проката — «Отдельный театр Андрея Пашнина», основанный в прошлом актером Пушкинской драмы, героем по амплуа, красавцем, любимчиком зрительниц города. Многие так и выбирают спектакли — «на Пашнина». В «Отдельном театре», правда, всегда держат определенный уровень: декорации и костюмы есть, границу пошлости не переходят, иногда решаются на проекты менее успешные коммерчески и более интеллектуальные.
В других антрепризах случаются и по-настоящему пошлые постановки, где вся декорация — один стул (чаще кровать), а режиссура списана с уже идущего в другом театре спектакля. Но бывают и комедии вполне симпатичные, поставленные приглашенными режиссерами и даже по новой драматургии.
Дом актера, ул. Бограда, 26
Вне театра
Музейный центр «Площадь Мира»
Одно из самых впечатляющих мест в Красноярске, бывший Центральный музей Ленина (строился ленинградскими архитекторами в 1980-е, открылся в 1987-м, а уже в 1991-м сменил и профиль, и название), расположено на набережной Енисея, там, где в XVII веке казаки построили крепость «Красный яр». Сегодня является главной смотровой площадкой современного искусства на территории Сибири и Дальнего Востока. С 1995 года здесь проводится Музейная биеннале, охватывающая самые разные виды современного искусства, отличнейшие выставки и междисциплинарные проекты вроде оперы на воде и прочего перформативного уличного искусства. В музее есть постоянная экспозиция «Ленин в Шушенском» — это диорама авторства художника Владимира Куликова на тему тайной поездки Ленина в Минусинск во время его ссылки. Этим летом здесь была выставка «Границы льда» — двое швейцарцев (фонд «Pro Helvetia» не раз помогал Красноярску проектами — и в театре, и в современном искусстве), фотограф и писатель, исследовали жизнь российского Крайнего Севера. Сейчас и до февраля открыт большой кураторский проект «После Поздеева», целиком посвященный красноярским художникам 1990-х, 2000-х и 2010-х годов. Среди семнадцати героев выставки есть, например, Василий Слонов. У каждого из них кураторы Александр Ситников и Оксана Будулак взяли интервью, а еще — поскольку исследование не закончено — художникам, живущим в Красноярске, предложено просто принести свои работы и дополнить картину.
пл. Мира, 1
Дом кино
Красноярский Дом кино ведет начало от кинотеатра «Патэграф», открывшегося в 1910 году благодаря усилиям местного купца Петра Гадалова. В девяностых кинотеатр превратился в Дом кино, уникальную образовательную площадку, являющуюся камерным, но довольно мощным источником альтернативной культуры в городе. Дом кино проводит ретроспективы российского (сейчас грядет неделя, посвященная Алексею Балабанову) и зарубежного кино, оперативно показывает фестивальные новинки и является основной площадкой «Большого фестиваля мультфильмов», самого крупного в России фестиваля анимации, куратор которого, критик Дина Годер, собирает ежегодно самое интересное в области международной анимации. С 2011 года в Доме кино проводится Международный фестиваль экранных и медиа искусств, а еще — в годы, когда в Красноярской драме проходил фестиваль «ДНК», здесь показывали свежие фильмы учеников Марины Разбежкиной и организовывали очень интересные дискуссии. Народная примета: если в городе есть место для хорошего кино, город живет подлинной культурной жизнью.
пр. Мира, 88
Фестивали
КРЯКК (Красноярская ярмарка книжной культуры)
Крупнейшая в России книжная ярмарка проходит уже в тринадцатый раз в Красноярске; делает ее Фонд Прохорова совместно с Правительством Красноярского края и администрацией города, и это ежегодный ноябрьский съезд издателей, распространителей книг, культурных героев современности, которые проводят паблик-токи, читают лекции на самые причудливые и очень интересные темы вроде «Четвертой индустриальной революции», как это было в прошлом году. В рамках КРЯККа есть и театральная программа — как правило, неформатного и экспериментального характера. Блок про моду делает прекрасный куратор Людмила Алябьева, и это тоже всегда крайне интересные исследовательские и просветительские проекты. КРЯКК сделал книгу популярным и умным инструментом новой коммуникации.
ул. Авиаторов, 19 (Международный выставочно-деловой центр «Сибирь»)
Краевой фестиваль «Театральная весна»
Ежегодный, очень масштабный смотр театров красноярского края охватывает места, куда редко ступает нога критика, если только он не эксперт «Золотой маски»: Шарыпово, Ачинск, Железногорск, Норильск, Канск, словом, впечатляющая география. Где-то месяц в начале весны фестиваля эксперты перемещаются из одного удаленного города в другой, а в финале награждают — и обычно это внушительный список лауреатов, не зря же смотрели, — лучших на сцене Театра драмы им. Пушкина. «Театральная весна» в некотором смысле — аналог «Ново-Сибирского транзита», то есть фестиваль, дающий срез театральной жизни в труднодоступных для обычного зрителя и критика местах, где сегодня активно работает молодая режиссура и происходят очень интересные процессы.
Хочется верить, что будущее — за локальными проектами, придуманными местными художниками. Засланцы из Москвы и Петербурга сделали свое дело, теперь хочется, чтобы локальный художник народился и окреп сам, вне колонизаторской политики, и стал делать искусство про место и время, в которых он родился и живет. Красноярск такого искусства более чем достоин.
Комментарии
Оставить комментарий