Автор

Можно добазариться

Горячему Краснодару, одной из самых притягательных точек внутрироссийской эмиграции, давно не хватало спектакля о самом городе. Идея уже некоторое время витала в воздухе. Радион Букаев поставил на сцене драмтеатра недолго проживший «КРАСplace, или Место под солнцем в первом ряду». По содержанию герметичным городским вербатимом стал и «Квазифутбол» Волкострелова в «Одном театре».

Правда, у нас и без футбола немало актуальных тем. Например, проблемы канализации и дорог, неудержимый рост города, казачество, коррупция…

Все эти темы режиссер Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярев собрали вместе в жанре спектакля-конструктора в «Одном театре». Главные механизмы спектакля «Невидимый Краснодар» — это вербатим (поствербатим, уточняет аннотация к спектаклю), то есть интервью горожан, отыгранные артистами в разных жанрах, и ток-шоу (ведущий Алексей Мосолов), на котором раз за разом начинает говорить аудитория — и, несмотря на пугающую открытость открытого микрофона, разогревается и говорит активно и вовлеченно. Публика высказывается умно или наивно, смешно или серьезно, быстро или коротко. Но главное — создается пространство разговора горожан, обнаруживается тот самый «невидимый Краснодар», который скрыт за картой пробок и активностями в соцсетях. Это нешуточно важный опыт, который делает каждый спектакль уникальным. Лично я была три раза и еще пойду — завораживает то, как каждый раз неуклонно раскручивается этот маховик оживленного разговора.

Впрочем, чтобы разговор запустить, нужно настроиться. Зрительные ряды расставлены вокруг шестиугольной площадки, которая выложена шестиугольными щитами-картинками: каждая частица сот обозначает одну проблему города-улья (художник — Эльдар Ганеев). Обозначенных тем — восемнадцать: «Гетто», «Соседи», «ЖКХ», «Городская власть», «Доступная среда», «Кубаноиды» и так далее; на спектакле сыграют и обсудят только шесть. Какие темы будут — решит рандомный выбор зрителей, устроенный как вытягивание номерка из короба.


Фото — А. Чалая

Короб этот носит на спине Артем Акатов, глубоким голосом рассказывающий обаятельный автофикшн о собственном опыте работы курьером еды в Краснодаре — когда в пандемию частный театр ничего не зарабатывал. Фигура странника в люминесцентно-желтом жилете, с бамбуковым посохом и заплечным коробом в цветах кубанского флага завораживает поликультурностью. У курьера нет цели, только путь. Его документальные притчи объединяют спектакль лирико-юмористической интонацией. Заканчивается очередная история — и короб предлагается зрителю, а тот вытягивает номер, на месте определяя, что именно сейчас играть остальным артистам.

Кроме курьера-странника и шоумена-ведущего, в постановке работают шестеро молодых актеров. Они выходят в условно-спортивной одежде: у кого комбинезон, у кого велошлем, у многих наколенники. Начинается спектакль пластическим этюдом о ритме города — бег по кругу: быстрее, медленнее, снова быстрее, на обгон... Несмотря на расслабленную южную ментальность, Краснодар уже давно большой город со своим бурным ритмом.

Молодые артисты отвечают и за монологи горожан. Горожане — реальные; их имена, районы и профессии (без фамилий) появляются на экранах, и многие узнаваемы. Артисты отыгрывают тексты в разных жанрах: пластические этюды, драматические монологи, музыкальные номера.

Вот Юлия Платонова, с ее низким голосом и мрачным взглядом, с экрана говорит от лица женщины, занимавшейся проституцией, — и аудитория сразу выходит на разговор об ответственности общества перед обездоленными. Вот Елизар Хавцев читает дивный монолог верующего промышленного альпиниста — и вскоре публика, не веря себе, полусерьезно берется за руки вокруг сцены, чтобы помолиться. Вот подвижная и яркая Дарья Женихова изображает трогательную в своей убежденности бабушку-собственницу (тема «Соседи»), которая не сдвигаема со своей лавочки, как бы ее, лавочку, ни крутили и ни переворачивали. И тут же, после очередного рандомного выбора, актриса перевоплощается в обаятельную чиновницу, образ которой подан в свете тонкой сатиры — непривычный здесь и мощно работающий жанр.

Какие-то из монологов драматургически сильны, какие-то слабее по тексту и/или сценическому решению. Какие-то темы выглядят весьма проблемными: рост Краснодара, кубаноиды vs понаехи, нехватка школ, взятки, доступная среда. А какие-то менее драматичны. Казалось бы, ну что обсуждать вокруг прекрасного парка Галицкого или пешеходной улицы Красной?

И тем не менее каждая тема способна вызвать аудиторию на разговор. Поначалу робко, затем входя во вкус, зрители рассказывают свои истории, спорят друг с другом. Дураки ли те, кто покупает жилье не в центре, где нет школ? Зачем вообще жить в Музыкальном? Стоит ли чего-то ждать от нашей школы? «А вот мэра бы в эту хрущевку!..» «У нас социально одобряемо быть недовольным!..» «Я не могу бычок в Екатерину-матушку бросать!» «Паразитные маршрутки!» «Я не против людей, которые приезжают, я против их количества». «А от смешения кровей самые красивые дети!»

Пришедшие на спектакль показывают себя очень разными: рассудительными, жестокими, опытными, наивными, но всегда — неравнодушными. Каждый говорящий виден на двух экранах крупным планом — настоящее ток-шоу.


Фото — А. Чалая

В финале, считав с экрана куар-код и перейдя по ссылке, зрители голосуют: какая из проблем важнее. Ироничный шоумен Мосолова заверяет нас, что результат голосования будет передан в городскую администрацию и обязательно учтен — пожалуй, самая жесткая и правдивая шутка вечера. Потому что проблем в стремительно растущем городе много, а решаются они очень неспешно или просто никак: об этом на очередном спектакле обязательно расскажут сами краснодарцы.

Люки-крышки в сцене могут открываться, из них достают атрибуты сцен. Для меня как краснодарки странным и неожиданным фактом стало, что из этих люков неожиданно возникают не только боль, несправедливость, социальные проблемы, но и частная инициатива, доброта, забота. Посмотрев на свой проблемный город со стороны, я вдруг заново вижу его плюсы — молодого мегаполиса, открытого всем ветрам и начинаниям, теплого из-за солнца и яркого из-за мозаики понаехов, по-своему поэтичного, уже не только казачьего и не только патриархального.

В начале спектакля среди его «жестких», обязательных элементов — диалог интервьюера (Елизар Хавцев) с местным жителем-гопником, которого очень живо сыграл Карим Армадов. Персонаж, раскрывая неприглядные стороны краснодарской жизни, в то же время говорит о важном свойстве кубанской, южной ментальности: мы про договориться. Есть конфликты, и есть проблемы. Но мы склонны попробовать все это обкашлять, перетереть, побазарить — или, говоря высоким слогом, настроены на диалог. Строительство «Невидимого Краснодара», выстраивание разговора, каждый раз нового и довольно откровенного — тому доказательство.

P. S. Зрители говорят о спектакле по-разному. Я слышала: надо не говорить, надо делать. Или: это не театр. Но рецепт действа придуман очень круто. И если у «Одного театра» будут силы и время, этот спектакль может действительно оставаться очень живым и развиваться: прирастать новостями, темами и героями.

Комментарии

Оставить комментарий