Автор

​Музейная театральность

На счету Музея театрального и музыкального искусства в Петербурге уже есть внушительное количество успешно реализованных проектов. В их числе — фестиваль молодых театров «Здесь и сейчас», просветительские программы для детей, театрализованные лекции и многое другое. Теперь в афише появился и собственный аудиоспектакль «Портрет» — посвящение театральному музею, который в этом году отмечает свое 110-летие.

На основе материалов творческой биографии основателя музея Левкия Ивановича Жевержеева драматург Александра Сальникова придумала текст, где в рассказ, имитирующий дневниковые записи, гармонично вплетается и настоящая документальная основа — специально собранные интервью с сотрудниками музея. Таким образом, портрет места создается голосами его обитателей, всех, кто имел или имеет непосредственное отношение к тому, что собой представляет музей сегодня. Голосом Жевержеева говорит Дмитрий Лысенков. Однако это не централизует его героя, не делает его партию сольной. Создателям спектакля удалось найти точную интонацию, из которой не выбивается ни один из участников беседы. Крупный меценат — основатель музея и простой музейный смотритель здесь находятся в едином поле, на равных. А разговор, несмотря на камерность формата, выходит за пределы места, о котором в нем говорится. Музей рассматривается не обособленно, а в контексте, и его портрет — только фрагмент в картине мира.

Променад в наушниках предназначен для ограниченного числа человек — на одном показе может находиться не более десяти зрителей. Небольшая группа людей равномерно распределяется по музейным залам, так что ее представители могут даже ни разу не столкнуться друг с другом. Однако важный для спектакля момент одиночества наступает внезапно.

Собравшиеся у гардероба зрители получают наушники и заходят в лифт. Пока мы теснимся в ожидании открытия дверей на шестом этаже, начинает звучать голос в наушниках — понять про него что-то большее удается не сразу. Первая локация — это концертный зал и временная выставка. Оба пространства небольшие, так что здесь можно даже идентифицировать своих попутчиков по лифту. Происходит некое коллективное погружение-привыкание к спектаклю, когда ты еще ищешь вокруг себя людей в наушниках, чтобы определить по их лицу, слышат ли они то же, что и ты. Еще не случилась магия театра, первая и вторая реальность не соединились в единое целое. И ты не можешь быть ни внимательным слушателем, ни заинтересованным выставкой гостем, потому как это невозможно осуществить одновременно. Однако этот условный первый этап оказывается для тебя подготовительным, некой настройкой внутренних каналов восприятия на нужные волны.

Третий этаж, основная экспозиция погружена почти во тьму. Зрители незаметно разбрелись по разным залам, так что ты внезапно остаешься наедине с собой. Вооруженный фонариком, выхватываешь лучом света тот или иной экспонат, как будто свечой освещаешь икону в храме. Как будто тебя подпустили к важному таинству, и от радости быть избранным ты начинаешь и слышать, и видеть, и чувствовать. Иногда интуитивно получается зайти в тот зал или обратить внимание на тот предмет, о котором сейчас пойдет речь, — и тогда кажется, что ты уже совсем свой. Приветливые голоса в наушниках тоже слышатся почти родными. Доверительной интонацией погружая зрителя в загадки этого места, они рассказывают о своей жизни в его стенах и вместе с тем разрушают иллюзию его неприкосновенности. Одна из девушек уговаривает свою коллегу поделиться рассказом о страшной ситуации, свидетелями которой они обе стали. Однажды сотрудница музея услышала громкий звук бьющегося стекла, оказалось — картина. Просто так взяла да упала. Они смеются: «Вы только это потом вырежьте, пожалуйста».

Жевержеев хотел создать музей, в котором театр был бы отражен не только в костюмах из спектаклей или актерских портретах, развешанных на стенах. Он искал большего — самой театральности, которую нельзя облечь в материальное. Если театр — про «живое», про «миг», про «секундное», то музей существует в другой категории времени — в «прошлом», в «тогда», во «вчера». Сложно представить, что, не отменяя этих своих свойств, они могут соединиться в чем-то одном, не противореча друг другу. То есть музей не может быть театральным априори, если там не будет самого театра. Но в спектакле «Портрет» он, несомненно, есть, а это значит, что мечту Жевержеева можно считать осуществленной.

Комментарии

Оставить комментарий