Автор

​ Нарисуй человечка

«Без соблюдения пропорций» — так или примерно так переводится название онлайн-спектакля «Not to scale» Энта Хэмптона и Тима Этчеллса, мировая премьера которого прошла в рамках фестиваля «Точка доступа». Кажется, первичный источник этого спектакля — фраза Маленького принца: «Нарисуй мне барашка». Так и сидишь, рисуя и стирая: сначала волос, потом на листе проклевываются глаза, а после и остросюжетные и фантастические истории, примерно как на заднем листке тетради во время скучного урока.

Очень важна механика спектакля. Нужны, абсолютно точно, два человека, два устройства (лучше смартфона) с наушниками, несколько правильно расположенных на столе перед вами листов бумаги, карандаши и ластики. Это действительно важно, и важно указать, где именно сидите вы, а где ваш партнер (в моем случае – Евгений Сердечный), — иначе магия не сработает и дополненная реальность не случится, а будет просто плоское рисование. У нас не сразу все получилось, еще и аудиодорожка спектакля в первый раз просто зависла на тридцать третьей минуте — а отмотать невозможно, и мы прослушали первые полчаса еще раз. И тем не менее в итоге получилась полноценная история, важная для нас, потому что что мы стали ее создателями.

В течение часа, слушая две немного различающиеся аудиодорожки (важны наушники, чтобы аудио не сливалось), вы с напарником создаете мир, вернее, несколько сменяющихся миров, все более сложных и интересных. В качестве инструментов — карандаш, ластик, палец и бумага. В какой-то момент вы совершаете убийство, в какой-то — прорываетесь на обратную сторону реальности и засаживаете ее пришельцами с той, первой стороны. И получаете возможность перемещать человечков и деревья, спасать их от катастрофы и, наконец, спасти того, кто до этого погибал.

Странная и интересная достается вам роль: роль подчиненных демиургов. Вы строите мир, но не по собственной рисовальной прихоти, а по указке сверху. И логика спектакля не предполагает, что можно воспротивиться голосу, который приказывает: «Вы рисуете пунктир из пуль, пока они не достигнут цели». И хочется восстать, но тогда придуманный мир просто не получится. Правда, авторы спектакля милосердно разрешат переиграть эту сложную ситуацию, но тот момент, когда у тебя минимум прав на моральный выбор, запоминается.

Наличие двух «игроков» — трудно подобрать правильное существительное для участника спектакля — помогает выйти из привычно-монологического взгляда на мир и посмотреть на партнера с новой стороны. Вы можете совсем по-разному рисовать глаза и деревья, иметь отличающиеся представления об анатомии собаки и слона, однако у вас двоих (если вы все правильно делаете!) получится неодномерная история. Участие двоих придает ей неожиданные повороты, интригу и ощущение присутствия Иного начала: в конце концов, откуда мне знать, что я единственная выстраиваю свою судьбу? Возможно, у меня есть соавтор: шаловливый или, наоборот, сурово-недовольный.

Спектакль интересен тем, что дает зрителю-слушателю довольно много действия. В нем есть элементы арт-терапии: разыгрывая на бумаге рождение и смерть, спасение и выход в иное пространство, ты проживаешь в безопасном пространстве белого листа много травмирующих и триггерных ситуаций, уподобляешь себя маленьким человечкам, — и спасибо за красивый финал, где музыка поднимается по бесконечному листу вверх, находя себе путь между катышков от ластика.

Комментарии

Оставить комментарий