Автор

Нефть. Ее история

Концертный зал общественного центра «Альмет». На сцене семь молодых женщин в белых одеждах. За ними экран величиной во весь портал. У микрофона на авансцене одна из семи — актриса Альметьевского театра Миляуша Хафизова. Она пропевает текст на татарском, на экране всплывает его перевод на русский. В это время остальные участницы спектакля растягивают на сцене длинную, широкую, как молочная река, белую материю. Мы видим ее и на сцене, и на экране. Расстелив эту «молочную реку», женщины начинают, не торопясь, вышивать на ней черными нитками город, его условный план. На экране то возникают лица участниц показа, то документальные тексты перемежаются визуальными образами, самый запоминающийся из них — женские руки, по которым медленно, красиво стекает вязкая, глянцевая жидкость. Нефть. Черное молоко.

Перформанс с вышиванием похож на ритуал, проигрывающий миф о сотворении мира, вернее, сотворении нефтяного города коллективным женским божеством. Весь показ к микрофону будут выходить то одна участница «вышивания», то другая, и постепенно из их говорения, из текстов на экране вырастет и большая история этого места, и коллекция историй современных горожанок. Но как будто важнее текста, важнее индивидуальных высказываний, все же окажется это коллективное, совместное вышивание.

«Аулак» — новая инклюзивная театральная площадка в Альметьевске и авторский проект продюсера Эльвиры Галеевой, выпускницы ГИТИСа, магистратуры социального театра под руководством Елены Ковальской и Кристины Матвиенко. «Кара сөт» («Черное молоко») — первый большой публичный проект площадки, сделанный при поддержке благотворительного фонда «Татнефть», и посвященный истории и людям нефтяной столицы Татарстана, как тем, что непосредственно участвуют в спектакле, так и тем, что были у истоков «нефтянки».


Фото — А. Гарайшин.

Создать первый в Альметьевске документальный спектакль с участием жителей города Эльвира Галеева пригласила команду, которая далеко не первый раз заходит на территорию «театра горожан». Драматург Зухра Яникова, композитор Фати Бесолти и режиссер Карина Бесолти, можно сказать, нашли свой особенный стиль театра с участим горожан, отличный от опытов флагмана этого направления, казанского «MOÑ».

Кажется, что «MOÑ» делает проекты, которые больше про коммуникацию человека на сцене и человека в зале, или же про коммуникацию внутри групп, больше про индивидуального человека, вообще больше про индивидуальное, а театр Зухры Яниковой и Карины Бесолти как будто тяготеет к исследованию коллективного, хорового. В этом горожанском хоре каждый однажды получает соло, но при этом не разрушает хоровую природу действия. Похоже был устроен спектакль, который это команда делала с горожанами Тюмени на фестивале «Кто ты и откуда?», тогда мне показалось, что это несколько противоречит идеи театра горожан. Здесь, в Альметьевском спектакле этот хоровой принцип уже убедителен как манифест.

На спектакле «Черное молоко» думаешь о том, что может быть, театр горожан по идеи своей один из самых древних. И хор Афинских граждан, главный герой античной трагедии — и есть древнейший тип театра горожан.

Как и в афинском театре, «хор» альметьевский создается открытым конкурсом, и эта общность, культурная, географическая, которая и так по умолчанию существует внутри него, обнаруживается здесь именно эстетическими средствами, в коллективном перформативном действии.


Фото — О. Кушляева.

Опен-колл собрал в команде молодых женщин Альметьевска, среди них есть как горожанки, связанные с нефтяной отраслью, так и горожанки, связанные больше с культурной жизнью города (гид и актриса Альметьевского театра), еще есть учащиеся Альметьевского нефтяного института, история отношений которых и с городом, и с «нефтянкой» только началась, и ученица восьмого класса альметьевской школы, которой в общем только предстоит делать свои связанные с городом выборы. В спектакле все они говорят как из своего опыта, короткой или длинной связи с местом, его смыслами, его образами, так и читают тексты горожан, которые застали самое начало нефтяной истории. И есть еще один важный слой в спектакле — мифологический. Зухра Яникова исследует тут не только историю альметьевской нефти, но и пришествие «Нефтянки» в мир татарской традиционной культуры. Освоение альметьевского месторождения приходится на время Великой отечественной войны, когда большинство дееспособных мужчин воюют, и нефть становится женским делом. Ее добыча входит, встраивается в традиционные женские аграрные культы, в традиционный уклад, в иерархию верований, обрядов аграрного мира. Женщина дает стране нефть. Берет ее из земли почти голыми руками, почти без помощи науки и технологий, опираясь только на традиционные верования. Обнаружив этот сюжет, драматург и режиссер вместе с сообществом горожанок создают на сцене территорию женского опыта и женского свидетельства, где добыча нефти в условиях войны так тяжела, так опасна, что государственный советский культ имени «выполнить и перевыполнить» не помогает, а спасают, защищают только национальная культура, только самые древние культы.

Есть в таком видении и совершенно особенный голос этой театральной команды, и найти неочевидные, но уникальные сюжеты, на той чужой территории, куда ты заходишь как исследователь или даже как инициатор коллективного исследования.

Комментарии

Оставить комментарий