Автор

#некритические заметки #читка #современнаядраматургия #Многоножка

Два полномасштабных вечера 6 и 7 сентября я без сожаления провела на Площадке 51, где проходили читки «Многоножки», самостоятельно организованной инициативы нынешнего курса магистрантов-драматургов Натальи Степановны Скороход. С ними я познакомилась в марте этого переломного года на фестивале Реверберация-2 и вполне ясно помню свои смешанно-тревожные чувства/мысли от просмотренного на Новой сцене Александринского театра. Пьесы были написаны ребятами до 24 февраля, но звучали, абсолютно резонируя с контекстом произошедшего после. И объединены были все (ни много, ни мало) под общим знаменателем библейских заповедей, как будто их пробовали на прочность в разломанной реальности.

И вот теперь «Многоножка», самоорганизованная «низовая» активность молодых драматургов, для меня прозвучавшая как деколониальный жест в театральном пространстве.

В первый день, 6 сентября, были прочитаны такие пьесы:

– «Дефиле», драматург Катя Лебедева – о повседневных буднях магазина нижнего белья, в которые вторгается жизнь «вне плана»;
– «День примирения», драматург Мила Романова – о стойком советском прошлом, живущем в бессознательном людей родом оттуда;
– «Укради ашку Ди», драматург Катя Свердлова – о школьной и вне ее жизни поколения тик-тока с его запросами и скрытыми желаниями.

Все предложенные в этих пьесах нарративы смогли уловить, пока наощупь, общее состояние нашего времени: поиск нового языка в условиях «схлопнувшегося хронотопа» (очень точное замечание Н.С.Скороход во вступительном слове). Для многих сегодня очевидно, что мы оказались во временах «безъязыковости», в котором все означающие прежних слов «обнулились», потому что были стерты и переписаны их означаемые. И вот эту имплозию (взрыв вовнутрь) времени все три драматурга «схватили» каждая по-своему:

– в «Дефиле» – через РОКовой выстрел покупателя, прозвучавший в магазине в день теракта в метро;
– «День примирения» – провал героини в черную дыру беспамятства/ межвременья между прошлым и будущим;
– «Укради ашку Ди» – жизнь между реальным и виртуальным, в чьем пограничье возникает любая инаковость, здесь гендерная.

Все три пьесы стали режиссерскими экспериментами, предложившими разные форматы сценических эскизов:

– бытовой триллер – «Дефиле», режиссер Виктория Соколова;
– драма в ритме киноаттракциона – «День примирения», режиссер Сергей Азеев;
– аудио-тактильный эксперимент – «Укради ашку Ди», режиссер Дмитрий Собачкин.


Фото –
Г. Мирзакеева.

Второй день читок, 7 сентября, прошел при полном аншлаге, где было много молодых думающих (что проявилось на обсуждениях) зрителей. Они сидели на полу, заполнили собой все узкие проходы, активно реагируя на происходящее на Площадке 51 то радостным смехом, то напряженной тишиной. В этот день читка прошла в своем знакомом первоначальном формате, где акцент делался больше на текст и слово и это, как ни странно, вдруг дало новое дыхание «Многоножке».

Во второй день были прочитаны пьесы:

– «Дамы в шляпах», драматург Ксения Инякина – история жизни/смерти одной из трех женщин за 50+, занимающейся современным искусством;
– « ЧМО», драматург Сергей Толстиков – «психоневрологическая» история выживания (может стать инструкцией ибо актуально) молодого творческого человека в обычной психиатрической лечебнице;
– «Ветка», драматург Саша Болдырыхин – экзистенциальная история молодой женщины, делающей свой выбор между двумя мужчинами как между двумя путями и совершающей «метафизический» побег в иную жизнь.

С моей точки зрения, все три предложенные пьесы были объединены общим драматургическим «шизоанализом» реальности (не приравнивать к клиническим опытам!), сделанным каждым драматургом через свой язык и свою историю. Это особенно проявилось именно через формат звучащего слова, превалирующего во втором дне.

– в «Дамах в шляпах» – важным структурным элементом становился «сон о козле», который и сдвигал всю историю пьесы в пограничье между явью и тем, что за ее пределами, откуда вырастала хоррорная атмосфера всей пьесы;
– в «ЧМО» - сама история, происходящая в психиатрической лечебнице, уже располагала к этому раздвоению, но в соединении с точными деталями и живым языком повторно смещала акцент в состояние между-, где желаемое и существующее героев переплетались и существовали в логике абсурда;
– «Ветка», делающая акцент больше на язык, чем историю, звучала как полифония-коктейль между отборным интеллектуальным «штилем», молодежным сленгом урбанистики и отдельными вкраплениями обсценной лексики, здесь оказавшимися к месту – и вся эта речевая структура балансировала на грани метафизического и бытийного.


«Дамы в шляпах». Фото –
Г. Мирзакеева.

Работа режиссеров второго дня была внимательной к читке как к языковому сценическому формату с ее бережным отношением к слову, его звучанию, ритму.Но есть еще одна важная деталь, проявленная в «Многоножке», которую хочется отметить особо, потому что это становится тенденцией последнего времени – горизонтальное сотрудничество участников творческого процесса. Об этом говорили сами ребята во время обсуждений, это чувствовалось в атмосфере самих читок, это было видно в совместном труде начинающих и опытных профессиональных актеров. Ценное приобретение деколониального навыка!

Подводя итоги двух вечеров «Многоножки», организованную молодыми драматургами самостоятельно «на 12 коленках» (со слов Милы Романовой, одной из его участниц), хочу вернуться к выступлениям перед всеми читками их мастера – Натальи Степановны Скороход. Ее можно с полным правом назвать созидательницей питерской «кузницы» современных драматургов. Дважды она выступала перед началом читок, где высказала ценные, с моей точки зрения, мысли:

– о нашем времени как о «схлопнувшем хронотопе»; – что современная драматургия сегодня уже ни литература/ ни театр, что она отделяется от этих видов искусства и представляет собой «странный процесс без определений» и находится в поисках своей формы самопрезентации.

К высказанному Натальей Степановной хочу добавить от себя, что современная драматургия, как мне кажется, раньше многих своих собратьев по искусству стала осваивать зону «пограничья», где нет уже четких определений, где все существует в амбивалентности и множественности, где бесконечно рождаются новые смыслы и создаются разные маргинальные и гибридные идентичности.

«Многоножка» как и «Реверберация» смогли уловить эти вибрации нового времени и протранслировать их в зрительный зал.

Комментарии

Оставить комментарий