Автор

#некритическиезаметки #ТеатрСуббота #фестивальStories


Два дня, 18-19’января, я была погружена в живую атмосферу Театра «Суббота», в небольшом пространстве которого мне всегда и дышится, и смотрится легко и свободно.

Фестиваль коротких пьес Stories стал заметным театральным событием в Петербурге. Он проводится уже в шестой раз, в этом году в его конкурсе участвовало 350 пьес. Из тринадцати пьес шорт-листа выбрано было для постановок, как всегда, всего шесть: «Гудбай, Китти» Ланы Гранецкой, «Бездомные» Даши Че, «Показалось» Алёны Епиной, «П» Александра Верёвкина-Орлова, «День Яйца» Марии Бердинских, «Море» Ирины Смагиной. В этом особенность и уникальность Stories – отобранные режиссерами пьесы должны быть поставлены за четыре-пять дней (однако, мобильность!)

Результат на сцене оказался для меня неожиданно не лабораторным из-за сильного уровня режиссуры, где экскизность, продиктованная отсутствием времени, стала вдруг точной недосказанностью и своеобразным «пустым» означающим времени. Cвою положительную роль в фестивале сыграли и актеры Театра «Суббота», их профессионализм крепко поддержал молодых режиссеров и драматургов Stories.

Уровень взаимодействия режиссуры с драматургией на показах оказался разным: где-то была достигнута их синхронизация, где-то синтез оказался еле внятным, где-то неожиданно отклонившимся в другое измерение. Такой, в хорошем смысле, «разнобой» в режиссерских прочтениях пьес, привносил в показы ценное ощущение «многоголосия» и многообразия.

После каждой экскизной постановки с кратким анализом выступали эксперты-ридеры, театроведы и критики: Татьяна Джурова, автор концепта Stories; Владимир Кантор, литературный редактор Театра «Суббота»; Нияз Игламов, модератор обсуждений; Павел Руднев и Наталья Санникова. Не могу сказать, что я совпадала с ними в оценке увиденного, чаще всего нет, но послушать было интересно.

На Stories мне хотелось понять: как молодые авторы смогут уловить нерв времени, находясь внутри российского пространства с учетом нынешних предлагаемых обстоятельств. Конечно, мое ожидание можно назвать утопически-абсурдным, ведь оно требует некоторой дистанции и отстранения от происходящего, но мне верится в проживание в текущем моменте, способное «выловить» истинное из потока жизни.

В предложенных коротких форматах эскизов оказались не только монопьеса и дуэты, но и групповые многоперсонажные работы. Практически все постановки были представлены в очень удачной и довольно не минималистичной сценографии, например, в «Гуд-бай, Китти!» на сцену даже были «втиснуты» настоящая детская карусель и небольшая ударная установка.

Особенностью всех показов стало использование различных «потоков» сыпучих веществ от риса и соли до гор семечек и воды. У меня сложилось ощущение, что режиссеры через них пытались неосознанно передать витающую в атмосфере идею «разъятия» материального мира до его субстанциального состояния.

Учитывая, что это мои личные некритические заметки, отмечу только те эскизы, которые произвели на меня особенное впечатление.

Признаюсь честно, я обожаю творчество режиссера Романа Муромцева и вхожу в клуб его поклонников как и Татьяна Джурова (о чем полушутя было отмечено во время обсуждения). Как режиссер, Роман давно и удачно работает в редком жанре гиньоля, чья сценическая избыточность явно не барочной и рафинированной природы, а глубоко профанная и жестко витальная, способная сбить любые тонкие настройки восприятия, что и произошло на показе.


«День яйца». Фото – А. Иванов

Меня изумила тишина зала во время просмотра эскиза, прерываемая иногда одиночными вспышками смеха. Сюжетную линию пьесы «День яйца» уральского драматурга Марии Бердинских можно назвать гротескно-карнавальной, в ней просматривается аналогия с фильмом День выборов (2007), где абсурдность и нелепость российской жизни не просто комедийны, а гиперреалистичны. Но Роман в своем эскизе сделал акцент на инфернальном и трагическом существовании российской провинции, которое не принято сегодня обнажать, потому что последствия таких действий будут малоприятны. Получилась далеко несмешная и в чем-то даже хоррорная история, когда высокое (классическая музыка/ Рахманинов/ пианист Мацуев), сталкиваясь с профанным (Дом культуры Междуреченска), обнаруживает свое «возвышенное» в провинции: хрустальная люстра в том же ДК да портреты Мацуева по районному центру как визуализация мечты директрисы местной филармонии.

Другим сильным полюсом Stories стал для меня замечательный эскиз режиссера Марка Букина по пьесе Ирины Смагиной «Море». Работа понравилась практически всем и понятно почему – это уже практически готовая постановка, мастерски сделанная на одном дыхании двумя актерами в кратчайшие сроки. В эскизе совпало многое, в нем была нащупана тонкая грань игры настроений, недоговоренностей и воспоминаний двух пожилых людей из дома престарелых в беккетовской стилистике, о которой также вспоминалось не раз во время обсуждений.


«Море». С. Андреева и В. Гудков в сцене из спектакля. Фото – А. Иванов

Меня поразил медитативный рефрен эскиза/пьесы «слушай море», настойчиво произносимый персонажем Она (Софья Андреева) в разных регистрах ее состояний, на который остро и эмоционально реагировал Он, другой герой истории (артист Виталий Гудков).

Марку Буркину удалось «вытащить» на сценическую площадку разнообразное «море» коллизий и смыслов пьесы и сделано им это было филигранно и трепетно – и сценографически, и музыкально, и через великолепную актерскую игру.

«Море» как аллюзия человеческой жизни с ее приливами и отливами, в котором долгое дыхание жизни прерывается коротким выдохом смерти, задает синкопический темпоритм всему эскизу. Актерам удалось прожить историю в разных режимах: телесно-пластически-танцевально и используя разные сценические языки от буффонады до психологизма и даже (в середине) неожиданную перформативную интерактивность в зрительный зал.

И, наконец, не могу не сказать про пьесу Даши Че «Бездомные» с ее, как всегда, точным языком бытоописания, который в сочетании с обыденным сюжетом поиска дома постепенно перерастает из повседневного пласта жизни в метафизическое начало благодаря мастерству драматурга.


«Бездомные». Фото –
А. Иванов

Но меня в первую очередь задела в «Бездомных» тема миграции, которая в пьесе Даши Че драматургическим способом трансформировалась из транснациональной проблемы в человеческое состояние внутренней миграции, когда глобальный мир вдруг на твоих глазах уменьшается до размеров мегаполиса/города (в пьесе это Питер). В этом урбанистическом локальном мире молодые люди тоже настойчиво ищут свой Дом в прямом и метафизическом смысле, и его поиск превращается в пьесе в своеобразную современную одиссею их поколения. Ведь за идеей Дома сегодня вырастает целый пласт прекарного посткапиталистического мира вместе с его чувственным следом воспоминаний памяти. Жаль, что режиссеру эскиза Варваре Сополевой не удалось сценически воплотить такую острую и актуальную идею пьесы. Буду надеяться, что когда-нибудь «Бездомные» обретут свое заслуженное второе дыхание и на сцене.

Комментарии

Оставить комментарий