Авторы

Нелетная погода

Небо временно закрыто, и летающий критик как минимум до конца апреля лишился своего главного оружия — крыльев. Зато благодаря вынужденной самоизоляции и критики, и «обычные» зрители внезапно получили тайное оружие — возможность проникнуть туда, куда еще никогда не ступала их нога. Возможность первая: посмотреть с доставкой на дом то, за чем нужно было тащиться на другой конец города (в нашем случае Москвы). Возможность вторая: оказаться там, куда попасть дорого и сложно. Возможность третья: увидеть спектакль в том виде, в котором он может существовать только онлайн.

«Дорогая Елена Сергеевна» в «Сатириконе»

«Сатирикон» уже очень многие годы позиционирует себя как театр зрительский, поэтому и выбор модной в перестроечные времена пьесы Людмилы Разумовской, и то, как она решена молодым режиссером Владимиром Жуковым, вполне логичны. Пьеса питерского театроведа предельно проста и даже лапидарна, а конфликт в ней максимально обнажен: с одной стороны, чудаковатая, принципиальная и интеллигентная учительница математики, с другой — зарвавшиеся и пытающиеся всеми правдами и неправдами добиться своего выпускники. Характеры героев выписаны одной краской, и развиваться им некуда. По сути это даже не комедия, а драма положений: проверяя «училку» на вшивость, ученики постоянно меняют тактику, что, собственно, и движет пьесу — а с ней и спектакль Жукова — вперед.

Пространство сценографа Данилы Травина достаточно безлико, с прямыми углами и без изысков. Скорее всего, из зрительного зала этот спектакль смотрится гармонично и уравновешенно, так как все детали в нем ладно пригнаны друг к другу. Но большой экран (а премьера «Дорогой Елены Сергеевны» состоялась именно онлайн) с его крупными планами и другим восприятием времени делает очень заметной разницу между игрой исполнительницы главной роли Натальи Вдовиной и остальными. Опытная и тонкая актриса умудряется даже настолько условный литературный образ сделать живым, полнокровным и неоднозначным. Кроме того, ее реакции на происходящее совершенно неожиданны для зрителя, в то время как поведение ее учеников легко просчитывается и предугадывается.

https://www.satirikon.ru/performance/repertoire/dorogaya-elena-sergeevna/

«Юдифь» в Баварской опере

Театры, которые транслируют спектакли онлайн более или менее регулярно, разделились на две категории: те, кто показывает спектакли ежедневно, но в течение ограниченного времени (как, например, гамбургская «Талия» или берлинский «Шаубюне»), и те, кто выкладывает меньше постановок, но зато на более долгий срок (к ним относятся «Берлинер-Ансамбль» и парижский «Одеон»). Некоторые к тому же показывают не просто архивные записи среднего качества, а самые громкие постановки наших дней. Первая в этом ряду, безусловно, мюнхенская «Баварская опера». А начали баварцы свой оперно-балетный стрим-марафон со знаковой для себя постановки «Юдифь» — по концерту для оркестра и «Замку Синей Бороды» Белы Бартока в режиссуре знаменитой Кэти Митчелл.

Режиссура Митчелл такова, что даже те, кто не могут назвать себя поклонниками оперного жанра, наверняка посмотрели этот спектакль с удовольствием. Она превратила сложную партитуру Бартока в увлекательный триллер. Первая его часть представляет собой невероятно изысканный, отлично смонтированный и держащий зрителя в постоянном напряжении пятидесятиминутный черно-белый фильм. Во второй персонажи Нины Штемме и Джона Лундгрена словно сходят с экрана и начинают петь, режиссер создает здесь минималистичное, не перетягивающее внимание пространство, в котором действие не иллюстрирует текст, а ведет его за собой. Конечно, никакая запись не сравнится с живым вокалом, но оценить визуальный ряд спектакля и почти детективные сюжетные повороты онлайн-трансляция позволяет даже лучше.

https://www.staatsoper.de/en/productioninfo/concerto-for-orchestra-herzog-blaubarts-burg.html

«Ода свободе» в театре «Талия»

В отличие от многих, гамбургский театр «Талия» не пошел путем показа уже существующего театрального контента, но вложил силы и средства в создание нового. Немцы не стали выкладывать онлайн-трансляцию своей так и не вышедшей из-за карантина премьеры, но вместо этого обыграли будущий спектакль в креативном формате. На экране мы то и дело видим, как все-таки пришедший на спектакль одинокий зритель, которого играет Йозеф Остендорф, беспрерывно моет руки, открывает дверь туалета локтем и, пользуясь тем, что рядом никого нет, хлещет шампанское и болтает по мобильнику. Так «Талия» продемонстрировала, что театр может быть не театром замедленного действия, но театром быстрого реагирования, а актуальное искусство заключается не в том, чтобы раздеваться на сцене и строить прозрачные стеклянные павильоны, а в том, чтобы живо откликаться на происходящие события.

Все это проделывает со своим спектаклем Анту Ромеро Нуньес, известный своими радикальными и нестандартными трактовками классических пьес. Он остается верен себе и «Оде свободе». С одной стороны, режиссер относится к Шиллеру и его «Марии Стюарт» с иронией и юмором, с другой — считает, что проблемы, которые поднимает немецкий драматург-романтик, касаются каждого из нас и напрямую связаны с современностью. Во что обходится свобода и как те, кто ратуют за нее, становятся тиранами? Где заканчивается зрительская вседозволенность и что могут позволить себе на сцене немолодые звезды? Режиссер, который много раз говорил, что спектакль никогда нельзя считать до конца законченным, быстро и остроумно откликается на изменившуюся ситуацию и помещает театральное действие в забавную кинематографическую рамку.

https://www.thalia-theater.de/stueck/ode-an-die-freiheit-2019

Радует одно: все спектакли, о которых мы рассказали вам сегодня, можно будет увидеть вживую, как только мы вернемся к обычной жизни. Так что поддерживаем себя в форме и смотрим театр онлайн.

Смотреть офлайн:

«Дорогая Елена Сергеевна»: 17-18 мая

«Юдифь»: 27, 29 июня 2020, 5, 8, 11 марта 2021

«Ода свободе»: 8, 9, 13 мая, 21 июня

Комментарии

Оставить комментарий