Нелетная погода-2
Время идет, количество театров, которые вступили в заочное онлайн-соревнование, растет, и теперь все сложнее ориентироваться в общем потоке, да и восприятие понемногу притупляется. Не пытаясь объять необъятное, в сегодняшнем обзоре мы хотим рассказать о спектаклях, мимо которых по разным причинам жалко было бы пройти: в одном случае это постановка легендарного хореографа, ставшая значимой вехой в его творчестве; во втором — эксперимент на практически неисхоженном поле танц-оперы; в третьем — высокое качество и веселое времяпрепровождение.
«Джульетта и Ромео» в Шведском королевском балете
Великий Матс Эк, который прославился своими, мягко говоря, нетрадиционными трактовками классики, и знаменитую пьесу Шекспира поставил далеко не канонически. Для начала вместо прекрасной музыки Прокофьева он выбрал в качестве саундтрека к своему спектаклю фрагменты самых разных — но сплошь не балетных — произведений Чайковского. Затем, как следует из названия, переставил акценты: его балет, может, и не назовешь феминистским (хотя одна потрясающая Ана Лагуна в роли Кормилицы чего стоит!), но тема равноправия и ответственности за свой выбор звучит тут наравне с темами первой любви, сладостного томления и их абсолютной несовместимости с реальной жизнью. Наконец, вместо веселого прокофьевского карнавала нам явлен мрачный мир трущоб, уличных разборок и «интересов общества».
Впрочем, политика в балете Эка отнюдь не главное. Куда важнее чувства и скрытые мотивы, которые в буквальном смысле движут героями, сводят кого с ума, а кого в могилу. Порывистая Джульетта японских кровей, почти животной пластики в исполнении Марико Киды; трусоватый, ни в чем, даже в своей любви, не уверенный Ромео Энтони Ломульо; недвусмысленно клеящий его бритоголовый, весь в татуировках и черной коже Меркуцио Жерома Маршана — невинные и наивные, они больше всего на свете хотят жить (а значит танцевать). Но жизни в этом царстве сегвеев и электрических фонариков, драк на ножах без ножей и острых, колющих движений нет. «Перевернутый» финал спектакля, когда все персонажи вместе с кордебалетом оказываются вверх ногами и вниз головой, страшен и очень созвучен нашему времени. Неслучайно, наверное, эта постановка 2014 года благодаря сайту Шведского королевского балета ставшая достоянием широкой общественности, так громко и мощно прозвучала именно сейчас, а не много лет назад, когда ее впервые выложили в ютуб.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=Gw7cNx6za9o&feature=emb_logo
«Тангейзер» в Берлинской опере
Сашу Вальц тоже не отнесешь к традиционалистам. Но, в соответствии с веяниями времени, она экспериментирует не только с танцем как таковым, но и смело смешивает разные жанры. Вальц не впервые обращается к танц-опере, однако если легкая и изобретательная «Дидона и Эней» Пёрселла понравилась почти всем и заставила говорить о своем авторе как об одном из главных хореографов современности, то обращение к вагнеровскому материалу вызвало большие сомнения — как у почитателей творчества немецкого композитора, так и у поклонников самой Вальц. Тем интереснее наблюдать, как хореограф пытается расцветить и оживить статичную мрачноватую глыбу немецкого духовидца. Ей не всегда это удается, но сам затеянный ею эксперимент необычайно интересен: в первую очередь массовые сцены вроде начала оргии в гроте Венеры, состязания миннезингеров или возвращения паломников.
Помимо интересной хореографии, в спектакле Берлинской оперы следует отметить прекрасную работу Даниэля Баренбойма и руководимого им оркестра и слаженный ансамбль певцов высочайшего уровня. Особого упоминания, безусловно, заслуживают один из лучших басов современности Рене Папе и общепризнанно лучший вагнеровский баритон нашего времени Петер Маттеи. Современные костюмы и перенесение действия в условную современность вряд ли кого-то удивят, а вот минималистичные декорации вполне уместны и хорошо сочетаются с работой хореографа.
Смотреть офф-лайн:
25, 29 октября, 1 ноября 2020
«Фальстаф» и «Один слуга, два господина» в «TheatreHD»
Отдельного упоминания стоит онлайн-программа проекта «TheatreHD» на платформе Play (с русскими субтитрами), продолжающего активно показывать лучшие балетные, оперные и драматические спектакли даже в ситуации закрытия кинотеатров. Главным оперным событием прошлой недели стал показ вердиевского «Фальстафа» из «Метрополитен-оперы». Исключительным набором исполнителей может похвастаться практически любой спектакль этого театра, но в данном случае превосходна и сама постановка известного режиссера Роберта Карсена. Он остается в рамках классической оперной традиции: наряды его героев пышны и элегантны, сценографию бедной тоже не назовешь, но во всем этом столько вкуса и изящных деталей, что это не выглядит старомодно, а, напротив, создает ту праздничную приподнятую атмосферу, которая необходима для восприятия комической оперы. То же можно сказать и о режиссуре — она динамична, точна и изобретательна. Как всегда, прекрасен оркестр и маэстро Джеймс Ливайн, а великолепный итальянский баритон Амброджо Маэстри в партии Фальстафа демонстрирует, помимо всего прочего, прекрасные актерские способности и бездну обаяния.
Практически то же самое, но в драме, представляет собой уморительный спектакль Национального театра «Один слуга, два господина», поставленный Николасом Хайтнером по мотивам пьесы Гольдони. Показу спектакля предшествуют слова о солидарности и братстве в наши сложные времена, а сам он полон чисто английского юмора и живой театральной игры, в которую оказываются вовлечены и зрители. Отдельного упоминания стоит реактивный комик Джеймс Корден в роли ловчилы Фрэнсиса Хэншелла — у него можно смело брать уроки стендапа и сторителлинга одновременно. Впрочем, весь актерский ансамбль спектакля удивительно ровный, а сам он ни на секунду не сбавляет темп, хотя длится три часа и три минуты. И в итоге — хоть речь идет о британских реалиях 1960-х, — создается впечатление, что только так сегодня и можно ставить итальянскую комедию дель арте: весело, задорно, остроумно и современно.
Комментарии
Оставить комментарий