Автор

​Об успехе и встрече с собой на «Артмиграции»


За семь фестивальных дней зрители получили возможность увидеть спектакли из Петрозаводска, Буинска, Прокопьевска, Новосибирска, Улан-Удэ, Казани и Тюмени.

В рамках специальной программы фестиваля прошла уже ставшая традиционной «Лаборатория 40+» под руководством режиссера Олега Липовецкого.

Молодые режиссеры, актеры и критики посетили специальный показ фильма «Петровы в гриппе», встретились с режиссером Кириллом Серебренниковым, побывали на спектакле-променаде «Сто» в РАМТе.

Одними из первых участники фестиваля попалив пространство ГЭС-2, открытие которого запланировано на декабрь этого года.

Темами, которые в той или иной мере звучали во всех спектаклях «Артмиграции-2021», стали успех и расплата за него, растождествление современного человека с самим собой и возврат к своей персональной ценности, уход от «корней» и возвращение к ним.

Открывали фестиваль «Сказки Черного леса» Национального театра Карелии (Петрозаводск). Режиссер Артем Устинов в узнаваемой авторской эстетике рассказал историю об угольщике Петере Мунке и великане Михеле как притчу о недостижимости «успешного успеха».


«Сказки Черного леса». Национальный театр Карелии. Фото — архив театра.

Его жутковатый Шварцвальд с брехтовскими зонгами у микрофонов, скандированием «инсталозунгов» о прибыльных профессиях и желанием лучшей жизни в конце концов оказывается химерой, контрабасом без струн, на котором невозможно играть. Жажда примерить на себя чужую жизнь оборачивается для Мунка настоящей трагедией — его мать и жена не возвращаются к нему, как это задумано у Гауфа.

«Золото», спектакль Прокопьевского драматического театра, рассказывает об экологической катастрофе в небольшом городке. Семья из матери, бабушки и мальчика-подростка оказывается перед выбором — бросить все и уехать с родной земли или задыхаться среди горящей серы. Мифологическое сознание в нем сталкивается с современным, эсхатологические мотивы развиваются параллельно с историями о бедствии из соцсетей жителей Сибая. Через сочетание несочетаемого режиссер Никита Золин привлекает внимание к проблеме экологии, которая актуальна не только для Прокопьевска, но и в целом для страны — практически в любом регионе найдется свой «Сибай».


«Золото». Прокопьевский драматический театр. Фото — архив театра.

Спектакль «Корея 03» Сойжин Жамбаловой о жизни бурятских эмигрантов в Корее можно назвать одним из самых ярких событий фестиваля. Спектакль создан на основе воспоминаний реальных людей, уезжающих на заработки в разные годы. «Корея 03»говорит о разрушении мифа о «красивой жизни», о маленьком человеке в чужой стране и его растождествлении с собой, о потере людского достоинства и расплате за «успех», но делает это с невероятным жизнелюбием и светом надежды.

На контрасте с невеселым документальным планом в спектакле действуют три бурятские «бабушки» в халатах с принтами соцсетей, отвечающие за «общественное мнение» и комический национальный колорит. «Корея 03» существует на границе смешного и страшного, но не ставит оценок, не делит мир на «плохих» и «хороших», на своих и чужих. Может быть, поэтому спектакль обладает такой притягательностью.


«Корея 03». Бурятский драматический театр. Фото — архив театра.

Спектаклю «Мультики» по роману Михаила Елизарова, привезенному новосибирским «Первым театром», мог бы достаться негласный приз «за самое эмоциональное обсуждение». История о последних советских гопниках, поставленная режиссером Георгием Сурковым в эстетике страшной клоунады и мрачного цирка, несомненно, привлекает визуальным рядом и точностью работы актеров с заданной формой. Спектакль жуткий, страшный, хулиганский.

Из «тепличных условий» родительского дома главный герой попадает в плохую компанию. Мы видим его диалоги-воспоминания с инспектором ПДН, которые трансформируются в сюрреалистический хоррор с расчлененкой, показанной в спектакле достаточно реалистично. Распад сознания героя — его «плата» за успех.

«Барыня» Буинского драматического театра — попытка поставить в центр тургеневской повести жестокую помещицу ,которая приказала утопить Муму. В инсценировке сюжет «Муму» сплетен с воспоминаниями Тургенева о своей матери, именно поэтому спектакль режиссера Тимура Кулова выходит за рамки иллюстративности. Художник-постановщик Римма Кулова создает пространство из разных фактур: дерева, воды, сена. Центральным образом сценографии становится плот, на котором плывут в никуда лубочные крестьяне. Жажда перемен сталкивается в спектакле с их невозможностью.

Финал «Барыни» удивляет: сломленный Герасим топит не только Муму, но и барыню, и все село.


«Пусть они всегда танцуют». Театральный центр «Космос». Фото — архив театра.

Перформанс с элементами документального театра привез на фестиваль молодежный театральный центр «Космос» из Тюмени. Вместе с детской театральной мастерской «ТеМа» они создали перформанс «Пусть они всегда танцуют» о том, как ребенок воспринимает развод родителей.

Формат спектакля предусматривает личное участие каждого зрителя, который на время действия образует «семью» с сидящими рядом зрителями.

Вместе с подростком-перформером мы примеряем на себя роли родителя и ребенка, переживающего семейную трансформацию. В спектакле звучат реальные истории ребят с подобным опытом. Это очень необычный спектакль, может быть, этически спорный, но очень искренний, теплый, взаимно терапевтирующий и актера, и зрителя. Ведь мы, взрослые, довольно редко задаем себе вопрос «Какие у меня отношения с родителями?».

Завершал фестиваль танцевальный перфоманс «Sak-Sok» казанской театральной площадки MOÑ.

В основе почти часового перформанса, построенного на контактной импровизации, лежит древняя легенда о двух братьев, которые из-за проклятия обратились в птиц. Хореограф Нурбек Батулла говорит со зрителями на языке танца о схожести волшебных сказок всех народов мира и о сакральности обряда инициации, проходя который мальчики обретают духовную силу и становятся мужчинами.

Комментарии

Оставить комментарий