Автор

Одиночные гуляния в поисках чудес

Проект Константина Учителя «Маршрут “Старухи”» вновь вернулся на улицы Петербурга, наводнив город персонажами Хармса.

По традиции зрители отправились в путь ровно в полдень. В новом «Маршруте» произошли резонирующие 2020 году изменения: вместо организованных групп, ведомых проводниками, по переулкам и дворам разбрелись люди с картами в руках. В распоряжении зрителей оказались три с половиной часа и более чем тридцать точек, в которых царят абсурд и тотальная непредсказуемость.

Режиссеры «Маршрута» обратились не только к творчеству Даниила Хармса, но и к самому Петербургу, сделав его полноправным участником действия. Зрителей настойчиво просят внимательно смотреть по сторонам, вглядываться в окна и вообще обращать внимание на любые странности на пути — ведь все не случайно, а может быть, и случайно…


Фото — П. Назарова.

Одной из магистральных тем нового «Маршрута “Старухи”» стало чудо. Режиссеры нескольких эпизодов пытаются выяснить, возможно ли оно, либо сразу выносят вердикт: «Чудес нет». Так, отстояв в очереди на прием к Чудотворцу с бланком-запросом энное количество времени, зритель в итоге уходит ни с чем. Канцелярский работник в белой рубашке с пышными черными нарукавниками монотонно проделывает ему одному понятные манипуляции и в конце выдает «просителю» карточку с ответом, что чудес, собственно, не бывает или ищите их где-нибудь в другом месте.

Логическим продолжением становится «точка» в саду на Литейном проспекте — «Оратория ЖКХ» (режиссер Петр Чижов). Перформеры речитативом зачитывают текст под нестройный срывающийся голос скрипки. В основу «Оратории» легли настоящие жалобы в ЖКХ, в которых сплетаются отчаяние, злость, беззащитность и, конечно, куда без него, абсурд. Все вместе — крик о помощи и самая что ни на есть надежда на чудо.


Фото —
П. Назарова.

Но не все так пессимистично, как может показаться. Счастливчики, не ввергнутые в уныние прошлыми эпизодами, ловили проблеск света в «Службе» (режиссер Елизавета Андреева). Зрителям предстояло пообщаться наедине с бестелесным Послушником и получить от него вполне обнадеживающий, конкретный совет.

«Маршрут “Старухи”» вообще богат такими аттракционами, как «запиши желание и спрячь/сожги листок», «шепни сокровенное в каменное ухо/отверстие в стене» и прочие штуки, формирующие любимый жителями городской фольклор. Сколько раз за семь часов «Маршрута» зрители загадывали желания, делились страшными тайнами и получали напутствия — не сосчитать.


Фото —
П. Назарова.

Организаторы не зря предупреждали зрителей о странных и необъяснимых событиях, с которыми можно столкнуться на пути. Настороженно посматривающая в окно верхнего этажа старушка — героиня «Маршрута» или просто озадаченная жительница дома? А крикливые строители в одной из арок по улице Маяковского — не актеры ли часом?

В эпизодах «Катапульта» (режиссеры Павел Болтушев, Дмитрий Дагин, Дмитрий Коцелайнен) и «Солнце прячется за трубу противостоящего дома» (режиссер Олег Христолюбский) можно было ненароком пострадать от запущенных с помощью катапульты или падающих из окна старух (игрушечных, разумеется). Гигантские разгуливающие куклы, выбеленные лица, пристально наблюдающие за прохожими из окон кафе и книжных магазинов, напоминали зрителям, что сейчас они в реальности Хармса.


Фото —
П. Назарова.

Наряду с причудливым сюжетом «Старухи» режиссерами отрефлексирована и трагическая судьба писателя. На Вознесенской набережной людям предлагалось поразмышлять над тем, что могло бы быть на месте знаменитых «Крестов», в чьих застенках оборвалась жизнь Даниила Хармса.

Но спустя час «Маршрута» хаотичный разброс эпизодов по улицам и переулкам, постоянный выбор нового места из длинного списка и прокладывание пути до него утомляют. Пространство города оказывается не по силам постановщикам. Новый формат — одиночное гуляние с картой — нуждается не только в меньшем количестве локаций, но и в меньшей территории. Между второй частью маршрута — дорогой от Вознесенской набережной до Финляндского вокзала — и электричкой в Лисий Нос, где маршрут оканчивается, возникают разрыв канвы действия и пустота. Три зоны ожидания, в которых можно потанцевать, покурить или порисовать в оставшиеся полтора часа до отправления поезда, заставляют скучать еще больше.


Фото —
П. Назарова.

В финальном эпизоде у старого кинотеатра «Чайка» зрителей уже ждет граффити с гусеницей, и прямо на глазах изображение дополняется комиксными пузырьками с фразой: «И чего только не приснится во сне?» Впервые за весь «Маршрут» возникает тема сновидения, которая ранее никак не заявлялась и даже не проскальзывала. Так, наводя зрителя на мысль, что все увиденное сегодня не что иное, как сон, «Маршрут Старухи» завершается на берегу залива, чтобы через год вновь унести зрителя в круговорот хармсовских причуд.

Комментарии

Оставить комментарий