Автор

​Открытое письмо театра «Мерак»

Уже больше года художница, режиссер и создательница театра «Мерак» Юлия Цветкова находится под следствием и под домашним арестом. За несколько «бодипозитивных» рисунков и спектакль о гендерных стереотипах «Голубые и розовые» ее обвиняют то в распространении порнографии, то в пропаганде нетрадиционных ценностей среди несовершеннолетних. «Летающий критик», как и многие другие театральные СМИ, следит за этим процессом.

Мы публикуем открытое письмо-обращение актеров и актрис молодежного активистского театра-балагана «Мерак» к полиции, администрации и отделу культуры города Комсомольска-на-Амуре.


В этом письме мы хотим объяснить правоохранительным органам, администрации и отделу культуры города Комсомольска-на-Амуре, что такое театр как одна из форм искусства, чем был театр «Мерак» и почему мы, его актеры и актрисы, просим принести нам публичные извинения за разрушения нашего театра, который мы создали сами без поддержки государства.

Театр — очень сильный механизм продвижения идей в мир, потому что он без рамок и нацелен на широкую аудиторию. В театре люди узнают что-то новое.

Устройство театра — сложное. Понять это можно, играя в театре. Сила театра в том, что все в этом месте могут быть разными и равными. В театре люди объединяются, чтобы донести какую-то мысль до публики, при этом одновременно все актеры и актрисы выражают ее через себя по-своему.

Театр — это место для обсуждения актуальных тем и создания спектакля/перформанса на актуальные темы. Поэтому театр должен быть безопасным пространством, где каждый человек чувствуют себя творчески комфортно. В театре человека не осуждают, пытаются понять и принимают таким, какой он/она есть.

В театре «Мерак» мы поднимали актуальные для нас и всего мира темы. Мы говорили про буллинг, культуру агрессии и насилия, неравенства и гендерные стереотипы и т.д. Это проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день и хотим их решить.

В нашей стране жесткая цензура. Поэтому в нашем театре мы показывали, что нет таких тем, на которые нельзя говорить с детьми до 18 лет. Детям нужны темы, которые их будут волновать и сподвигать на обдумывание и изучение вопросов. Только гласность вопроса приводит к решению проблем.

Наш театр с самого начала был местом нестандартного мышления, где все могли свободно выражать свои мысли. Мы коллективно создавали спектакль. Режиссер в «Мераке» разговаривает с актерами и актрисами, дает импульсы и больше даже советует, чем руководит.

К сожалению, культурный отдел по делам молодежи, полиция и ФСБ увидели угрозу в созданном нами спектакле «Голубые и розовые» и стали приплетать к нему темы, которых в нем не было. Мы связываем такие действия с низким уровнем толерантности не только в нашем городе, но и во всей нашей стране, а также с тем, что правоохранительные органы даже не посмотрели «Голубых и розовых».

Наш спектакль и фестивали отменили из-за сочетания цветов. Голубой и розовый ассоциируются в полиции Комсомольска-на-Амуре с чем-то нехорошим. Из-за этого нас допрашивали, вызывали в администрацию, нам задавали странные и глупые вопросы, наши ответы были не важны. Мы видим в этом нарушение нашего конституционное права на защиту достоинства личности (статья 21 Конституции РФ).

На наших глазах все рушилось. Поэтому некоторые из нас ушли из «Мерака». Мы пережили «качания» в нашей команде, травлю и кибербуллинг, от которых органы власти нас не защитили. Но эта история сплотила нас и сделала сильнее. Мы не отказываемся от нашей гражданской позиции и видим в действиях администрации и полиции города страх перед чем-то новым и непонятным, перед тем, что противоречит их взглядам и моральным принципам, которые для них уже устоялись.

Мы знаем, что в нашей стране устарелая система образования. Она основана на патриархальной мысли и гендерном неравенстве. Поэтому молодежный активистский театр «Мерак» был для нас прогрессивным местом. Нашими постановками мы поднимали тему системы образования в России («Сказки сказочные — сказки реальные»). Мы также критически относимся к теме романтизации войны и в связи с этим культуры насилия, к чрезмерной цензуре детского и молодежного творчества. Мы разочарованы в отделе культуры Хабаровского края, который нас не поддержал, а наоборот пытался пресечь самовыражение и проявление креатива на примере дела театра «Мерак». Отдел культуры обесценил нашу работу.

Мы многого добились за год существования театра, выступали на площадках Драматического театра и театра «КнАМ». Мы участвовали в создании культуры Комсомольска-на-Амуре своими усилиями. Мы просим администрацию и отдел культуры города Комсомольска-на-Амуре, сотрудников полиции принести публичные извинения нам, актерам и актрисам театра «Мерак», за неправильное понимание и обесценивание нашего спектакля «Голубые и розовые». В течение 2019 и 2020 годов происходили события, которые мы считаем неприемлемыми и противоречащими «Конвенции о правах ребенка». По отношению к нам были совершены действия, которые нарушают наши права, сформулированные в следующих статьях:

1) о защите ребенка от всех форм дискриминаций на основе выражаемых взглядов и деятельности (статья 2);

2) право свободно выражать свои взгляды по вопросам, которые нас затрагивают (статья 12.1) через театр в форме спектакля (статья 13.1). Во время допросов на нас оказывалось давление и с нашею работой не ознакомились;

3) право на образование и развитие личности и ее свободам, а также подготовки к сознательной жизни в равноправии и уважении (статья 29.1 a, b, d, e);

4) право на участие в культурной жизни и занятие театром (статья 31.1 и 2).

Мы верим, что в администрации, полиции, отделе культуры Комсомольска-на-Амуре есть хорошие сотрудники и сотрудницы, способные принести извинения, чтобы после нашего случая уже существующие и возникающие свободные молодежные театры не теряли уверенность в себе и не боялись создавать искусство, в котором нуждается наша страна.

В будущем мы призываем правоохранительные органы РФ c чуткостью относиться к молодежным театрам и не нарушать подписанные ими Конвенции и Конституцию и уметь приносить извинения за сделанные в работе ошибки.

С уважением,
актеры и актрисы молодежного активистского театра-балагана «Мерак».

Материал подготовила Кира Шмырёва

Комментарии

Оставить комментарий