Автор

По известному адресу

Таганрог — город на юго-западных рубежах России; порт Азовского моря; он считает себя старшим братом Санкт-Петербурга, так как поначалу основавший город Петр I думал сделать столицу именно здесь. Местные гордятся тем, что отсюда родом Чехов и Фаина Раневская; и, если копнуть, мало кто из знаменитых деятелей XIX века не бывал на этом азовском берегу. Здесь много зданий в стиле модерна и эклектики — от реставрированных красавцев до почти развалин, а улицы перекопаны руслами обновляемых трамвайных путей. В общем, есть ощущение, что это самобытный город с богатой культурной историей и активной интеллигенцией, по ментальности не сколько курортный, сколько портовый, и ищущий новые пути развития.

Местный муниципальный театр (конечно, имени Чехова) гордится своей историей и фестивалем «На родине А. П. Чехова». Однако есть здесь и другие пассионарии искусства — в частности, независимый Таганрогский камерный театр «ТаКТ» под руководством Нонны Малыгиной, который за двадцать пять лет своей истории прошел путь от студии до профессионального коллектива. Это маленький (в труппе шесть человек), но активный и неспокойный театр, уже побывавший на Фестивале театров малых городов России, в 2021 году выиграл президентский грант на проведение фестиваля спектаклей в городских пространствах — «Улица Чехова». Замысел был в том, чтобы играть в знаковых местах Таганрога, под открытым небом: в исторических дворах, на берегу моря и так далее. Однако время вносило свои коррективы: о том, что грант выигран, стало известно буквально за месяц до начала фестиваля, а за два дня вышло постановление губернатора Ростовской области о введении новых ограничений из-за коронавируса. Несмотря на все эти сложности, на постоянные меры контроля, на небывалую жару, на необходимость серьезного софинасирования, фестиваль состоялся и, кажется, дал новое направление театральной жизни в Таганроге.

На призыв фестиваля откликнулись театры из Новороссийска и Ростова, Самары и Лобни, Майкопа и Донецка. И хотя стратегии постоянно и внезапно менялись, стало ясно, что исходный замысел работает: открытая локация вносила коррективы в спектакли, порой разительно. Театр буквально вышел на улицы, где когда-то ходил Чехов.


«Бритва в киселе» (перед началом спектакля). Фото —
А. Соловьев.

Перенос спектаклей из театрального здания под открытое небо приносил как потери, так и неожиданные обретения. Например, хозяева фестиваля, Таганрогский камерный, показали свою «Бритву в киселе» во дворе художественного музея, на фоне граффити Антона Тимченко с видами старого города. Вышло точное попадание в эпоху (спектакль по рассказам Аверченко и Тэффи). Персонажи, которых играли три отличных артиста — Людмила и Константин Илюхины и Александр Коваль, — словно сошли со старых фотографий: такие же слегка потрепанные и выразительные. Режиссер Нонна Малыгина придумала для артистов много потешных приключений и непростых задач, но самым неожиданным оказалось превращение чарующего Константина Илюхина в подлый и развратный воротничок — тот самый, что так изменил жизнь Олечки Розовой в рассказе Тэффи. По-новому заиграли знакомые обороты: «воротничок потребовал новую кофточку»; «воротник пошло захихикал в ответ»… Нечастый в моем опыте случай хорошо поставленной комедии, которая побеждает смехом разлуку, бедность, боль. «Бритва в киселе» завоевала гран-при фестиваля.

Две другие важные награды получил Новороссийский театр им. Амербекяна, который развернул «Охоту жить» по Шукшину (режиссер Георгий Цнобиладзе) во дворике Петровских казарм. Деревенские истории органично вписались в колорит южного двора: развешенное белье, подъезжающий грузовик и ночевка мужа и жены на топчане казались обыденными приметами здешней жизни. Артисты играли по нескольку ролей, объединяя разные истории Шукшина похожими героями и создавая общую картину народной, коллективной жизни, пронизанной страстями — то возвышенными, а то и низменными. Дух времени воссоздавали винтажные наряды 1970-х: три чемодана старой одежды одна из актрис нашла в доме своей бабушки. Артистам новороссийского театра удалось создать очень узнаваемые, здешние образы — словно их герои только что вышли из-за соседней калитки. Несмотря на элементы алтайского говора, истории получились южнорусские: обрели разморенную ленивость, некоторую пограничную настороженность. Евгений Кушпель играл незадачливого простоватого мужа, а затем и старика-хозяина, а Виктория Десятова предстала в образе жены и матери, которая в ситцевом халатике и трениках все еще мечтает о любви и надеется на волшебное преображение с помощью сапожек из райцентра. Эти два артиста получили дипломы за лучшую мужскую и женскую роли.


«Охота жить». Фото —
А. Соловьев.

Фестиваль шел, как отмечали на закрытии, не «благодаря», а «вопреки». В первый день труппа Русского драматического театра из Майкопа (Адыгея) играла не на запланированной открытой площадке, а в зале факультета иностранных языков Таганрогского пединститута; и, несмотря на духоту, в этом актовом зале с высокими колоннами чеховское «Предложение» прошло на удивление органично.

«Спойлеры» ростовского арт-центра MAKARONKA (пьеса Марии Огневой, режиссер Дмитрий Цупко) удалось показать в уличном формате, однако этот спектакль на двоих с использованием экранов, вероятно, больше всех потерял от такого переноса. Впрочем, таганрогский чуткий зритель внимательно смотрел эту постановку, которая в локдаун родилась в цифровом формате, и свободно, заинтересованно говорил на обсуждении о смыслах и формах.

О своем непростом положении рассказывал ДРАМТ, Донецкий республиканский академический молодежный театр; за время военных действий сильно сократилась труппа, и у коллектива немало сложностей. На фестиваль они привезли спектакль по мотивам личной жизни Тургенева — «На краю чужого гнезда». Для постановки был придуман остроумный ход — инсценировка ситуации радиотеатра, с ведущим, актерами и приглашенной певицей (Ирина Воронова); однако этот спектакль так и не смог избавиться от инертности жанра литературно-музыкальной композиции.



Фото — А. Соловьев.

…На фестивале были не только спектакли, но и экскурсии по чеховским местам и музеям, театрализованные променады, вечер актерских баек. На круглом столе с главой Таганрога Инной Николаевной Титаренко жюри и театральные деятели говорили, что подобный фестиваль театра в общественных пространствах — это существенный вклад в культурный имидж города и «Улица Чехова» должна стать регулярной.

Да, может быть, первому фестивалю не хватило концептуального единства программы и продуманности сайт-специфического наполнения. Однако при всех сложных обстоятельствах «Улица Чехова» состоялась и привлекла не только жителей города, но и приезжих: пригласительные разлетались как горячие пирожки (вход был бесплатным), и многие жаловались, что на спектакли трудно попасть. А значит, горожане будут ждать визита по следующему, известному уже адресу — на «Улицу Чехова»-2022.

Комментарии

Оставить комментарий