Автор

Прощай, Гульбустан!

В Башдраме состоялась премьера спектакля «Гульбустан» по мотивам пьесы башкирского классика Кадыра Даяна «Тансулпан». Пьеса, в которой речь идет о временах, последовавших сразу же после подавления пугачевского восстания в конце XVIII века, была написана в 1941 году и последний раз поставлена на сцене национального театра в 1971-м. С тех пор прошло много времени, изменился театр, изменился мир. Чем же сегодня вызван интерес талантливого режиссера к этой тяжеловесной, сценически устаревшей пьесе в стихах почти вековой давности? Уфимский драматург и сценарист Дамир Юсупов, сохранив — в соответствии с замыслом режиссера — героев и центральную сюжетную линию, но существенно переделав и сместив акценты, вдохнул в давно забытый материал новую жизнь и новые смыслы.

Новый вариант пьесы — антиутопия: наступили времена, когда из-за экологической катастрофы на Земле перестали рождаться дети. Тема экологии поднимается в спектакле масштабно. На экране возникают статистические данные: например, ежедневно несколько миллионов тонн отходов попадают в природные водные объекты. И экология Земли вплотную связана с внутренней, душевной экологией человечества.


О. Ханов (Кусербай). Фото — Р. Юлтаев.

На сцене прочная прямоугольная железная конструкция (художник Альберт Нестеров) — это производственный комбинат, хозяин которого магнат Кусербай. Внутри работают люди в оранжевой спецодежде и противогазах. Когда на электронном табло высвечивается «подъем», актеры, как заведенные роботы, слаженно совершают одинаковые движения. Иногда их руки и плечи вздрагивают, словно по ним проходит электрический ток. Эта сценическая конструкция — своего рода станок для актеров, которые по нему взбираются, виснут на нем, отжимаются, совершают различные акробатические трюки, удары, прыжки, создавая эффект бесперебойно работающего механизма. Лиц работников мы не видим — это безликая масса, детали работающего станка. Но имена актеров упомянуть стоит. Гульнара Казакбаева, Ильгиза Гильманова, Лилия Галина, Мурат Рафиков, Алмаз Юсупов, Артур Кабиров создают целостную, ритмичную, музыкально-организованную партитуру спектакля. Хореограф — Алина Мустаева.

Хозяин комбината Кусербай (Олег Ханов) с его несметными богатствами — властитель, дающий людям работу, а значит, и хлеб. Обиталище Кусербая — прозрачный куб с искусственной зеленью. Из-за отравленного выбросами его же комбината воздуха он общается с помощниками, не выходя из этого стеклянного пространства, а те, в свою очередь, вынуждены надевать маски. Отстраненный взгляд, неспешные движения, замороженная мимика, словно лицевые мышцы атрофировались — он неподвижно сидит в своем кресле и лишь жестами дает указания. Когда говорит, двигается только челюсть, когда выдавливает из себя что-то наподобие смеха, глаза остаются безучастными. Но для полноты счастья ему не хватает наследника. Среди работников есть строгая, утонченная, красивая и к тому же единственная на комбинате (и, кажется, в мире) абсолютно здоровая девушка Гульбустан (Гульназ Хайсарова). В пьесе героиню зовут по-другому — Тансулпан. В спектакле она носит имя Гульбустан, скрытое значение которого мы узнаем только в финале. Героиня способна дать потомство, и хозяин незамедлительно решает на ней жениться.


Сцена из спектакля. Фото —
Р. Юлтаев.

Спектакль начинается с обследования Гульбустан медэкспертом (Алсу Бахтиева) и допроса, на котором выясняется, что девушка — одна из лидеров движения за освобождение планеты от людей. По ее мнению, мир сможет возродиться после экологических разрушений, только если исчезнут все люди до последнего.

Возлюбленный Гульбустан Айсуак (Азат Валитов) также работает на предприятии Кусербая. Если в предыдущем спектакле театра — «Прометее» по М. Кариму — его герой сходил с небес на землю, чтобы принести людям огонь, то в «Гульбустан» он, как Сталкер, проникает в опасные зоны земли и выносит оттуда драгоценные камни ради заработка. Спускаясь глубоко в недра земной коры, где сильна радиация, жертвует своим здоровьем. И неизвестно, какие бы дети у них родились с Гульбустан после страшнейшего облучения, если бы вдруг им суждено было остаться вместе. Когда Айсуак, широко, словно в замедленной съемке, шагая, возвращается из трудного похода и снимает свой почти космический скафандр, светящийся ядовито-зеленым светом, мы видим действительно взмокшее лицо актера, слышим его тяжелое дыхание. Нет и доли сомнения, что там, где он был, трудно и опасно. Но плата за его труд слишком ничтожна и не стоит таких жертв. Получив от слуги Кусербая, жестокого Бикмурзы (Айдар Шамсутдинов), небольшой камешек, брошенный чуть ли не в лицо, оскорбленный Айсуак, устало распростершись на полу, в полной тишине запевает протяжную башкирскую народную песню, звуки которой тоскливо разбиваются о железные стены комбината.


А. Валитов (Айсуак). Фото — Р. Юлтаев.

Все попытки противостоять порядкам Кусербая — тщетны. Люди как будто еще способны на протест и борьбу (здесь проявляются революционные мотивы пьесы), как, например, работающие на этом же предприятии родители Гульбустан. Они до последнего пытаются противостоять женитьбе Кусербая на их дочери. Отец Юламан (Ильсур Баимов) в надежде перехитрить богача назначает запредельный калым, наивно рассчитывая на жадность жениха. Но когда помощники Кусербая преподносят ему в знак согласия свадебное платье невесты, лицо Юламана мертвеет — он даже не предполагал, насколько богат господин и как далеко способен зайти человек, ослепленный властью денег. Он может купить все — горы, земли и даже человека. И противостоять такому захвату — значит обрекать себя на гибель. Иногда в спектакле появляется персонаж в инвалидном кресле, с переломанными конечностями. Это Саганбай (Ильдар Гумеров) — жертва борьбы с Кусербаем, человек чести и слова. Гульбану (Зиляра Юлтаева), мать Гульбустан, — тоже физически травмирована, ее здоровье разрушено на предприятии. Но именно из уст этих героев звучат слова о благородстве и человеческом достоинстве.

Айрат Абушахманов всегда ставит спектакли с опорой на национальную почву, но в контексте общечеловеческих ценностей. «Гульбустан» — еще одно полотно художника, где сквозь призму национального сюжета он выходит к глобальным проблемам. Неоптимистичен прогноз режиссера о будущем башкирского народа. Примечательна сцена свадебного ритуала Кусербая и Гульбустан, где подробно воссозданные древние обычаи и традиции решены в новом жанровом ключе (консультант по фольклору — Гульгина Баймурзина). Танец невесты, соревнования и выход жениха здесь не смотрятся как праздник или вставные зрелищные номера. Церемония больше напоминает ритуал погребения. Наконец прочитывается смысл, заложенный в названии: «Гульбустан» означает «цветущий край», а значит, прощаемся мы здесь не с конкретным человеком, не с девушкой по имени Гульбустан, а с «цветущим краем». Она олицетворяет собой башкирскую землю, когда-то славившуюся плодородной почвой, несметными подземными богатствами, чистым воздухом, трудолюбивыми пчелами. И не случайно в костюме героини сочетаются оранжевая прозодежда и стилизованный кашмау — башкирский национальный головной убор.


Г. Хайсарова (Гульбустан). Фото —
Р. Юлтаев.

О том, что сегодня башкирская земля и (не только башкирская) оказалась перед угрозой исчезновения, театр говорит не иронизируя, очень серьезно и жестко. В финале Айсуак с Гульбустан сбегают от Кусербая, но их находят. Айсуака толпа работников живьем сбрасывает в шахту, а Гульбустан упаковывают в ящик-гроб, который заколачивает отец, и отправляют Кусербаю, уехавшему, как нынче водится, за границу.

Спектакль Абушахманова — не научная фантастика из далекого будущего. Он о том, что человечество загнало себя в тупик и, к сожалению, выхода из этой ловушки нет. «Гульбустан» — крик театра, который (очень хочется надеяться) будет услышан.

Комментарии

Оставить комментарий