Автор

Пять вопросов жюри «Золотой маски»

Сейчас, когда все недоумевают, радуются или возмущаются решениям, принятыми жюри самого трудного карантинного сезона «Золотой маски», мы подготовили опрос, который объяснит, почему это сложно – определять «лучших».

ОКСАНА КУШЛЯЕВА, театральный критик

1.Что самое трудное в работе члена жюри?

Я никогда не была в жюри «Золотой маски» до этого момента, а также я никогда в жизни не читала книги и не смотрела фильмы по списку вроде «Лучшие из лучших» целиком от начала до конца.И самое трудное заключается в том, что не ты создатель этого списка. Ты его читатель. И список номинантов – текст, коллективное высказывание. Волей-неволей, с этим высказыванием пребываешь в диалоге, тратишь на этот диалог много сил. Это оказалось трудно и неожиданно, смотреть спектакли, помещенные вот в такую специфическую рамку, и стараться не думать о рамке, а думать о спектаклях.

И еще быстро понимаешь, что в компании очень разных людей с разными взглядами ты приговорен принять «среднее», или что называется «взвешенное» решение. До этого даже трудно было представить, насколько жюри детерминировано в своем выборе, как много, на самом деле, решает экспертный совет, выдвигая не только спектакли, но и совершенно определенных номинантов. Чтобы сломать эту предопределенность и принять неочевидное решение нужно быть командой единомышленников, что почти невозможно по условиям игры.

2.Что было самое приятное?

Приятно, когда твои театральные симпатии совпадают с коллегами, но самое приятно обнаружить, что спектакли, которые видела раньше, и за которые болела, спустя время и в контексте главного театрального конкурса страны не потеряли своих достоинств.

3.Что бы хотелось изменить в этой процедуре, в системе отбора?

Я всегда жалею о том, что жюри смотрит немосковские спектакли в основном в Москве, а не на родных площадках. Может быть вот это я и изменила бы. Поучаствовав в работе жюри, только утвердилась в том, что спектакли нужно смотреть «на своем поле».

Как бы мы ни старались абстрагироваться, все равно все мыслится Москвой, меряется Москвой. У нас самих совершенно колониальное сознание, впрочем, как и у многих постановщиков, которые едут из «столиц» ставить спектакли в отдаленные регионы и национальные республики.

4.В чем трудность экспертизы (назначения «лучшим»), когда в ней участвуют люди разных специализаций?

Язык, понятийный аппарат, способы думать и говорить о театре очень разные. Приходится заново договариваться о том, что мы считаем пьесой, театром, экспериментом, что такое хорошая работа художника, хороший свет, как мы будем оценивать и сравнивать актерские работы в совершенно разных режиссерских предложениях и много еще о чем. Буквально все слова нужно изобрести заново. Но много еще о чем, конечно, мы не успеваем договориться.

5.Прокомментируйте любую из номинаций, на свой выбор, кто в ней и почему

Сейчас я не знаю, кто в какой номинации победит, голосование все же тайное. Но в одной номинации драматическое жюри как будто пришло к согласию. И это номинация Эксперимент. Наш выбор «Человек в маске». Спектакль, который незаметно внедряется в твое восприятие реальности, меняет оптику и вводит в мир граффити, обыкновенно предпочитающий оставаться анонимными. Он кажется то свидетельским спектаклем, то грандиозной мистификацией. Есть ли такой граффитист Gasp, есть ли такой актер Никита Касьяненко, и один ли это человек, мы не можем сказать с уверенностью. А главное, что из этих двух ипостасей одного человека – только маска?Эта как будто бы обыкновенная экскурсия по заповедным местам Петербурга, дразня и манипулируя зрителем, рассказывает о граффити как о явлении, понимание природы которого сильно приближает к пониманию человеческой природы вообще. В общем «4elovekvmaske», на мой взгляд, редкое театральное исследование.

ОЛЕГ ЛИПОВЕЦКИЙ, режиссер

1.Что самое трудное в работе члена жюри?

Сложно оценивать спектакли, работы актеров и художников, представленные в одной номинации, но созданные в абсолютно разных системах координат, с разными способами существования и часто в разных условиях.В искусстве не существует «точки отсчета», от которой нужно измерять. Да, есть профессиональные умения и качества. Однако подразумевается, что их не может не быть в лучших работах, отобранных экспертным советом «Золотой маски». Но опираться только на это невозможно. И тогда ты начинаешь думать о сложности и масштабности поставленных задач, о бэкграунде создателей спектакля, его актуальности, важности для театра и т.д. В конце концов, работают и твои собственные культурные предпочтения. Но на то мы такие разные и призваны в жюри, чтобы наши художественные предпочтения ложились на разные чаши весов.

Ну и, конечно, непросто последовательно держаться демократических принципов и смиряться с большинством, когда тебе кажется, что ты-то точно знаешь, что должно быть совсем не так.

2.Что самое приятное?

Театральный мир довольно тесен. Мы все знаем друг друга. И когда в конкурсе участвуют люди, с которыми я знаком и дружу много лет, сложно отключить влияние личной симпатии. Тем не менее, чтобы это сделать, я отношусь к работам друзей более взыскательно, чем к другим участникам.Самое приятное, это когда ты оцениваешь работу друзей по самому настоящему «гамбургскому счету» и понимаешь, что они все равно самые лучшие. И что остальные члены жюри того же мнения.

3.Что бы хотелось изменить в этой процедуре, в системе отбора?

Мне кажется, что в конкурс необходимо ввести еще одну номинацию. Дело в том, что сайт-специфик и иммерсивные спектакли уже не являются экспериментом. Но так как они не попадают ни в драму, ни в куклы, ни в музыкальный театр, им всем достается маркировка «эксперимент». И они заведомо проигрывают, если в конкурсе есть хоть один действительно экспериментальный проект. Конечно, если оценивать в этой номинации именно влияние спектакля на расширение границ театра и качественный уровень эксперимента.

4.В чем трудность экспертизы (назначения «лучшим»), когда в ней участвуют люди разных специализаций?

Мне кажется, что трудностей здесь нет. Даже наоборот. По крайней мере, при работе нашего состава жюри, мы обращались к тем коллегам, которые специализируются на том или ином вопросе за расширенной консультацией по предмету обсуждения, за обзором контекста и т.д. Да ведь и в театре команда каждого спектакля состоит из людей разных специализаций. И тут синтетическая природа жюри совпадает с природой театра. Другое дело, что при работе над спектаклем в команде по любви собираются люди «одной группы крови», а в жюри мы собраны волей оргкомитета конкурса. Но это не имеет отношения к специализации, и об этом я говорил уже в ответе на первый вопрос.

5.Прокомментируйте любую из номинаций, на свой выбор, кто в ней и почему

Не могу подробно отвечать на этот вопрос, поскольку мой ответ невольно станет обсуждением работы экспертного совета, который отбирал эти спектакли. А я не считаю себя вправе обсуждать публично работу коллег. Жюри работает с данностью, с готовой афишей. Работа коллег в тяжелейших условиях пандемии вызывает огромное уважение и благодарность. А качество афиши, тенденции и, собственно, наше судейство, я уверен, проанализируют коллеги, которые в этом году не принимали участия в экспертном совете и жюри.

ОЛЖАС ЖАНАЙДАРОВ, драматург

1. Что было самое трудное в работе члена жюри?

В плане быта – найти в этот период свободный вечер для других дел, встреч, событий) Нужно было выстраивать свою жизнь с учетом спектаклей «Золотой маски». Но с личным тайм-менеджментом у меня все в порядке, поэтому трудности в конце концов были преодолены.

А с точки зрения непосредственного участия в работе жюри , конечно, при обсуждении и выборе победителей в номинациях надо было порой договариваться, и этот процесс не всегда был легким. Мне кажется, что работа в жюри (и, кстати, не только золотомасочном) здорово учит искусству компромисса. Прийти к компромиссу же порой труднее, чем решать, ориентируясь только на свои вкусы. А еще трудно в принципе отдавать кому-то премию, понимая, что разница с другим номинантом порой, как в спорте, лишь в каких-то секундах, миллиметрах – аиногда этой разницы нет и вовсе.

2. Что было самое приятное?

Приятной была изначальная ответственность – тебе и твоим коллегам доверяют выбор лучших спектаклей и лучших театральных профессионалов страны в конкретном сезоне. Приятной и комфортной была вся организация работы жюри – спасибо за это Марии Евсеевне Ревякиной, Марии Бейлиной, Наталье Яневской, Виктории Ереминой. Я сам человек дисциплинированный, поэтому ценю, когда все продумано до мелочей.

И, конечно, приятным было само общение с другими членами жюри – с некоторыми я был уже знаком, а кого-то увидел впервые. Я вообще считаю, что в основе любого дела важнее всего – люди и отношения между ними. Работа в жюри прошла – а человеческие связи остались.

3. Что бы хотелось изменить в этой процедуре, в системе отбора?

Система, в целом, мне видится вполне эффективной – экспертный совет проводит отбор, жюри выбирает победителей. Много говорится о том, что награды надо отменить и оставить только фестиваль – но мне премиальная составляющая не кажется порочной. Дух состязательности привлекает внимание к фестивалю и мотивирует не только номинантов и их коллег, но и тех, кто только задумывается о театральной профессии. Многим киношникам помогает развиваться мечта об «Оскаре» - так зачем отнимать мечту о «Золотой Маске» у театральных людей? Эта мечта зачастую дает стимул становиться лучше в своем деле.

Насчет конкретных изменений. Возможно, стоит подумать о введении дополнительных номинаций. Например, хореограф и видеохудожник в драме. А еще конкурс «Эксперимент» настолько разросся и стал неоднородным по формам (и спектаклей-претендентов в цифровую эпоху стало больше), что его можно вполне разделить на отдельные сущности для оценки.

4. В чем трудность экспертизы (назначения «лучшим»), когда в ней участвуют люди разных специализаций?

Наверно, в том, что у каждого своя оптика. На заседаниях жюри, к примеру, было интересно наблюдать, как рассуждают режиссеры, и как рассуждают театральные критики, применяя при этом разный понятийный аппарат. Я, как драматург, сразу ищу во всем нарратив, структуру, язык, речь, стилистический рисунок. Я смотрю «изнутри текста», понимая, как он устроен. И то, что с моей точки зрения является драматургической слабостью – для того же режиссера является возможностью, инструментом. И наоборот. Поэтому здесь главная задача – находить те участки, где ваши оптики все-таки пересекаются. И тогда есть шанс, что вы увидите одно и то же. К счастью, чтобы увидеть тривиальное и скучное, особая оптика не нужна.

5. Прокомментируйте любую из номинаций, на свой выбор, кто в ней и почему?

В силу своей специализации мне, конечно, была интересней всего драматургическая номинация. И здесь сделать выбор было непросто, потому что все работы были совершенно разными, у каждой свои достоинства. Текст Сорокина увлекает своим соединением бытовой реальности и реальности абсурдной, фантасмагоричной, сломом в структуре, когда как бы Чехов вдруг оборачивается Ионеско. В работе Фарятьева и Федорова был интересна сама идея переноса сюжета и героев известной сказки в реалии мрачной советской действительности периода сталинских репрессий, очень емкая метафора здесь присутствует. Пьеса Райцес поднимает важную тему взаимоотношений глухонемого подростка и общества, тему буллинга. Текст Артемова и Хрущевой завораживает своей работой с языком, это интересная стилизация под сказочный фольклор. А пьеса Сафиной – это тонкая работа с фиксацией внутренних переживаний и внешних микродействий и тоже на важную тему онкологии. На мой взгляд, все эти работы – отражение нашей реальности, иногда страшной, иногда абсурдной, порой хрупкой и нелепой, но надеюсь – небезнадежной.

АЛЁНА КАРАСЬ, театральный критик, председатель жюри

1.Что самое трудное в работе члена жюри (председателя)?

Давление ответственности.

2. Что самое приятное?

Что можно какие-то вещи смотреть и переживать почти одинаково – это очень редкий и бесценный опыт.Доверие еще. Отсутствие серьезной неприязни. Открытие старых и новых людей.

3. Что бы хотелось изменить в этой процедуре, в системе отбора?

Изменить ничего нельзя по-моему, кроме самого конкурса. То есть его отсутствия. Но это тоже невозможно. Значит можно пробовать разные подходы, например, более радикальные и бескомпромиссные. Но это и сложно, и не всегда полезно. Одним словом, нет у меня ответа.

4. В чем трудность экспертизы (назначения «лучшим»), когда в ней участвуют люди разных специализаций?

Трудность в том, что практики меньше «рубят» в контексте, то есть более непосредственны, или как бы простодушны в своем выборе. Во всяком случае, их логику интересно порой разгадывать. Но в этом и защита итогов, которые становятся суммой разных взглядов, не всегда радующей, но как ни странно, несущей некую правдивую весть о текущем моменте в театре.

5. Прокомментируйте любую из номинаций, на свой выбор, кто в ней и почему?

Удивительным был для меня почти единодушный глубокий интерес к спектаклю «Пиноккио. Театр», почтико всем его составляющим. Именно такие нежданные совпадения радовали больше всего. Номинация была очень богатой и разнообразной, со спектаклями,за которыми стояли толпы поклонников. Выбор был, казалось, непростой. Но в итоге он оказался для нас почти бесспорным. Кроме еще одного спектакля, который в итоге получил спецприз.

Организовала опрос Татьяна Джурова

Комментарии

Оставить комментарий