Спектакль, который всегда с тобой
Мобильный художественный театр, представивший в Санкт-Петербурге свой новый проект при участии Елизаветы Боярской, существует как приложение для смартфона и соединяет своими спектаклями два формата: аудиоспектакля и променада. Работает это так: скачиваешь из Googleplay приложение МХТ в смартфон, загружаешь спектакль, а дальше или слушаешь его, не выходя из дома, или выходишь на прогулку, маршрут который заложен авторами в соответствии с материалом, легшим в основу спектакля, перемещаясь по городу в соответствии с инструкциями googlemap.
МХТ — чуть менее года. Его отцы-основатели — театральный критик Алексей Киселев и журналист Михаил Зыгарь. За это время сделано восемь спектаклей. Самый первый — «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» — воспроизводит маршрут прогулок режиссера во время домашнего ареста (номинация на «Золотую маску» как «эксперимент»). Про другие можно узнать здесь. Эксперимент или нет, но МХТ осуществляет идею общедоступного театра, для аудитории которого не важна география, а воспринимать спектакль можно из любой точки. Стоит одно скачивание менее четырехсот рублей. А «попутчиками» становятся главным образом звезды театра и кино: Чулпан Хаматова, Алиса Хазанова, Ингеборга Дапкунайте, или вовсе Ксения Собчак с Андреем Малаховым. Их голоса звучат в «Мастере и Маргарите» (временно изъят из репертуара), «Свинарке и пастухе», «Зарядье» и др.
Тексты тоже пишут известные авторы — Михаил Дурненков, Валерий Панюшкин, — консультируясь с историками и краеведами. Автором-составителем текста спектакля «Я жила» по «Запретному дневнику» Ольги Берггольц, той его части, которая посвящена блокадному времени, выступил Валерий Панюшкин. А читает его Елизавета Боярская. Стартовая точка маршрута — ул. Рубинштейна, 22, — второй, уже послевоенный, адрес поэта. На Невском передвигаемся по той стороне улицы, которая менее опасна во время бомбежек.Финальная — Дом радио, где работала Ольга в годы блокады. Елизавета Боярская читает с драматическими обертонами, с легкой патетической приподнятостью. Иван Николаев расставляет ремарки. Указание «Двигайтесь вперед» в его исполнении звучит с подтекстом, как напоминание о том, что движение — и есть жизнь. У спектакля эффектный презентационный материал на плотной бумаге: карта маршрута с одной стороны, афиша спектакля и лицо Боярской с другой — формата конверта советской пластинки.
Преимущество спектаклей МХТ — в том, что, в отличие от других спектаклей-променадов, можно проделать маршрут полностью самостоятельно, вне толпы себе подобных с наушниками, оставаясь один на один с городом, голосом и текстом. Можно при желании, если заблудился или что-то пропустил, вернуться и «отмотать» назад.
По окончании спектакля в Доме радио прошла пресс-конференция с участием Елизаветы Боярской (оказалось, спектакль был записан за три часа во время парижских гастролей Театра Наций, и следы этой скоротечности определимы на слух) и Теодора Курентзиса, назвавшего «Я жила» «спектаклем памяти». А организаторы МХТ пообещали не ограничиваться в своих постановках географией Москвы. В планах театра — спектакль про Ленинградский рок-клуб, проекты в других городах России.
Комментарии
Оставить комментарий