Автор

Театр как игра

Питерский летний фестиваль искусств «Точка доступа» стал тем театральным форумом, который не просто полностью перешел в онлайн, но и адаптировал под него свои программу и формат. Так появилась Спонтанная программа, в которой проекты были ориентированы на тех, кто «застрял» в самоизоляции. Так возникла Основная программа, где спектакли осмысляют новую zoom-реальность и пытаются понять, каково место человека в ней. Наконец, так полностью видоизменилась программа Образовательная: вместо выездной лаборатории в ее рамках провели несколько любопытных лекций и виртуальный учебный семинар Тассоса Стивенса.

Имя Стивенса еще недавно было совершенно незнакомо российской театральной общественности. Зато наверняка его знают те, кто увлекается разнообразными онлайн-играми. Дело в том, что вместе со своей компанией «Coney» британский режиссер занимается интереснейшим делом, за которым, как показывает нынешний карантин, будущее, — гейм-дизайном. Вопреки широко распространенному среди культурной общественности мнению, это не просто «компьютерные игрушки для тех, кому нечего делать», но сложносочиненные спектакли со своей психологией, разными техниками взаимодействия, вовлечением участников и вдумчивой работой со зрителей. Одно то, что когда-то Тассос начинал с легендарными пионерами иммерсива — компанией «Punchdrunk», говорит, что в театре он человек неслучайный и кое-что про него понимает.

Это стало особенно очевидно даже не на его искрометной апрельской лекции, которую можно посмотреть в записи на сайте фестиваля, но прежде всего во время финала онлайн-лаборатории для режиссеров и продюсеров, где родилось несколько очень занятных проектов. Стивенс, который в обычной жизни лекций вообще-то не читает и мастер-классов не ведет, но зато много работает с подростками, согласился на предложение «Точки доступа», потому что ему было интересно дать необходимые инструменты начинающим свой путь в игровом онлайн-театре профессионалам. Занятия проходили в виде закрытых zoom-сессий, где участники знакомились (многие из них до этого вообще не знали друг друга), играли, писали манифесты, обменивались впечатлениями, а заодно и своими взглядами на театр. В конце всех их ждало непростое задание — написать собственную игру в команде с человеком или людьми, с которыми они никогда прежде не работали.


Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Получившиеся игры оказались разными и по посылу, и по эмоциональному наполнению, и по степени включения зрителей. Так, режиссеры Дарья Охрименко-Кесслер и Олег Христолюбский придумали стильную историю с современной инквизицией и настоящей охотой на ведьм, в которой буквально никто не мог остаться в живых. Режиссер Мария Сапижак и актер Николай Мулаков сочинили азартную игру для одного человека, в которую можно играть даже в полном одиночестве, выполняя забавные задания и выставляя себе баллы от 1 до 111. Продюсер Анна Сагальчик, режиссер Иван Чигасов, театральный блогер и мейкер Евгений Зайцев пригласили поиграть в увлекательное «Родство», посвященное семейной истории и родовой памяти с необычным финалом в … Википедии. Наконец, режиссер Юрий Сорокин и театровед Дияна Каранович в самом конце полной смеха и азарта двухчасовой сессии предложили разобраться, кто из участников «волшебница, а кто дракон» («Игра со свободным названием»).

Но больше всего поражал даже не креатив «лаборантов», а царившая онлайн спокойная, дружелюбная и абсолютно открытая атмосфера. Никто не пытался преуспеть за счет другого, «потопить» соперника или, не дай бог, сжульничать. Все игры были направлены исключительно на радость и удовольствие, а вовсе не обязательно на «выигрыш» и количество заработанных очков. В каком-то смысле они больше напоминали театр, чем обычные спектакли и перформансы, так как удовлетворяли три базовые потребности одновременно — в игре, зрительстве и контакте. Даже у тех, кто присутствовал на лаборатории незримо (то есть не включая микрофон и камеру), возникало ощущение солидарности и праздника, и хотелось непременно самим вступить в игру, чего в онлайн-театре, например, практически не происходит. Вероятно, в этом заслуга как самого Тассоса Стивенса, который сумел создать «неконкурентную», благожелательную обстановку и всячески поощрял участников, давая позитивный, но при этом всегда строго по существу фидбэк, так и придуманного им метода. Именно о таком театре лично я мечтала долгие годы, и теперь благодаря карантину у нас, кажется, появился шанс его получить.

Комментарии

Оставить комментарий