Трагедия с пайетками
В петербургском театральном пространстве этой осенью появилось новое название — проект «Fulcro», детище последнего выпуска мастерской В. М. Фильштинского. Курс громко заявил о себе еще в студенческие годы, став лауреатом премии «Золотой софит» со спектаклем «Наш класс» (режиссер Дарья Шамина) по пьесе Тадеуша Слободзянека. После окончания театрального института «фильшты» по петербургской традиции создали независимое творческое объединение.
Опыт «Нашего класса» определил путь молодых актеров на ближайшие годы. Геноцид, незаживающие и по сей день раны человечества, — тема творчества нового театра. В планах «Fulcro» — выпустить уже в этом сезоне постановку о жертвах ядерной атаки Хиросимы и Нагасаки, спектакль о Смутном времени, а также восстановить «Наш класс».
Открылся проект променадом «Путешествие», состоящим из четырех маршрутов, и двухчастного «Кабаре тридцать шестой год».
В основе site-specific спектакля «Путешествие» — философия Карлоса Кастанеды, суть которой в том, что человек на пути к «знанию» встречается с четырьмя врагами: «Страхом», «Ясностью», «Силой» и «Старостью». На каждом из маршрутов зрителю предстоит взглянуть на Петербург по-новому, еще раз с ним познакомиться: углубиться в жуткие промзоны Обводного, встретить закат, загадывая желание на семи мостах у Никольского собора, или открыть для себя парк Екатерингоф.
Фото — архив театра
«Кабаре тридцать шестой год» впечатляет своей контрастностью. Первый вечер, «Цветы», представляет собой классическое немецкое кабаре 30-х годов. Здесь дозволяется все: каждый волен поднимать табуированные темы, проводить очевидные параллели и говорить свободно.
Встречает зрителей Конферансье (Никита Гольдман-Кох). Не то женщина, не то мужчина, в черном длинном пальто и на тонких шпильках, он порхает по залу, появляясь то тут, то там. Конферансье трагичен и хрупок, как человек, которого закрутило в вихре хаоса и жестокости. Герои «Кабаре» — проститутки, солдаты, алкоголики и простые рабочие — свободно перемещаются среди зрителей, предлагая потанцевать или просто выпить за компанию.
Тексты Бертольта Брехта, немецкая музыка начала XX века, личные истории, переплетаясь, создают картину современности, безумной и страшной. В исполнении Анны Завтур легенда о несчастной Ивлин Ру, не нашедшей покой на земле, а потом отвергнутой и Богом, и Сатаной, буквально вызывает дрожь. Распростертое обнаженное тело Мертвого Солдата (Евгений Тимохин), которого достали из могилы и вновь отправили на войну, — символ бесконечных войн, вспыхивающих и сегодня. Низкий с хрипотцой голос невероятной певицы Леры Гехнер электризует воздух, заполняя его горечью и напряженным ожиданием чего-то неизбежного.
Сатирическая «Шутка» кардинально отличается от того, что зритель видел неделю назад в «Цветах». Теперь актеры с режиссером Дарьей Шаминой обращаются к рассказам Михаила Зощенко, а именно к сборнику «Голубая книга».
Как и в первый вечер, Никита Гольдман-Кох становится своего рода Конферансье — гламурной и «знающей себе цену» Ольгой Беловой. Актер дефилирует по залу на тех же шпильках, но теперь в нем нет хрупкости и трагедии: весь вечер с нами общается манерный хамовато-грубоватый коуч, который учит женщин грамотно пользоваться деньгами кавалеров. Мантра-песня Ольги «Я сука, не играй со мной» сразу «заходит» публике и потом еще долго крутится в голове.
Фото — архив театра
Взаимоотношения героев становятся основной темой «Шутки»: начинается и завершается вечер репликой «Я всего лишь хотела, чтобы меня любили». О любви и будут говорить герои: о любви разной, причудливой и не сразу угадываемой. Легкая и искрящаяся «Шутка» иногда напоминает актерский капустник. Но эта незамысловатость иллюзорна, и за ней скрывается разговор о серьезных вещах. Здесь встречи любовников, перебранки супругов и трагедии девушек, для которых «любовь» становится работой. В жизни Ольги Беловой главная и, вероятно, единственно возможная любовь — любовь к самой себе, она становится ключом к успеху. Собственно, каждый «выход» героини — о том, как найти побольше денег для себя, бесценной и обожаемой.
Певицей второго вечера «Кабаре» стала приглашенная актриса театра «Практика» Юлия Волкова. В красном кокошнике и такого же цвета трениках она вместе с артистами исполняла песни отечественных авторов. Попсовая обработка знакомых мотивов, бэк-вокалистки в цветных париках и пайетках – ослепляющий фон для эпатажной Ольги Беловой.
Если трагичные «Цветы» — классическое остросоциальное немецкое кабаре, то смешливая «Шутка» больше напоминает варьете легкостью и азартом. Но, несмотря на смену тональности, главным предметом разговора остается человек. Второй вечер становится логическим продолжением первого: в страшное время, о котором говорили герои «Цветов», остается только шутить, пусть даже вызывающе и странно.
Появится ли «Кабаре тридцать шестой год» на афише «Fulcro», пока не ясно. Но уже сейчас очевидно, что новый театр обладает своим уникальным лицом и характером, за развитием которого интересно и, главное, хочется наблюдать.
Комментарии
Оставить комментарий