Три горы две дыры посередине театр
Хабаровск. Театральная столица Дальнего Востока. Так теперь именуют свой город жители, после того как статус реальной столицы ДФО в прошлом году передали Владивостоку. Но посмотрим, что у нас с театрами. При населении почти в семьсот тысяч человек театров в городе шесть (включая один частный). Важно, что Хабаровск — один из немногих городов, имеющих «полный театральный комплект»: театр музыкальный, драматический, театр юного зрителя, театр кукол и даже в недавнем прошлом театр пантомимы (сегодня просто городской камерный театр). Что их объединяет и разъединяет, кроме восьми тысяч километров и двадцати тысяч за билет до Москвы? Попробуем разобраться. Итак, допустим, вы приехали в Хабаровск и решили пойти в театр, но пока не можете решить, в какой. И тут, нужно сказать, вам сразу повезло, потому что все театры находятся в центре, в пешей доступности друг от друга. И вот, вдоволь нагулявшись по набережной (если ее не закрыли для прогулок, ибо уровень воды в реке Амур бывает угрожающе высок), вы начинаете свой путь по главной улице — улице Муравьева-Амурского. Очень приятная архитектура начала позапрошлого века, красный кирпич, бывшие доходные дома и дворянские собрания — вот что такое исторический центр Хабаровска. Среди них в уютном особнячке 1901 года постройки (ул. Муравьева-Амурского, 10-12) расположился Хабаровский ТЮЗ — театр довольно известный в фестивальных кругах, экспериментирующий, имеющий репутацию авангардного, что бы ни значило это слово сегодня. То есть здание старое, а сам театр не хочет быть старым и вечно ищет что-то новое. За сложносочиненными спектаклями, квартирниками, лекциями о театре, документальными проектами и другими радостями — сюда
Хабаровский ТЮЗ.
Главное событие последних четырех лет в этом театре (а по некоторым оценкам и во всем регионе) — Фестиваль-лаборатория актуальных текстов «Наша тема», который проходит ежегодно в июле. Днем он показывает спектакли для детей и подростков, а по ночам собирает взрослых зрителей в самых неожиданных местах: от собственного гаража до чистого поля где-то за городом. Режиссерские заявки он тоже иногда принимает (но это не точно). В общем, это про актуальность, про темы, о которых невозможно молчать, о пьесе про менструацию, поставленную в стенах церкви, или про суд над фашистами, где зрители неожиданно для себя чувствуют себя то палачами, то узниками лагеря смерти.
Дальше по маршруту много интересного, опять доходные дома, модерн и красный кирпич, и через пятнадцать минут мы встречаем на своем пути Хабаровский краевой театр драмы (ул. Муравьева-Амурского, 25). Здание большое, многоэтажное, с широкой белой лестницей. Несмотря на внешнюю строгость, внутри колонны, красный бархат и лепнина. История у этого здания тоже интересная — раньше в нем располагался клуб НКВД, о чем местные СМИ напоминают театру при каждом удобном случае. Что здесь? «Знойные мамочки» и «Леди на день» отчаянно соседствуют с «Горем от ума» и «Недорослем», но особый кластер здесь — спектакли патриотические: «Муравьев. Граф Амурский» (а вы помните, как называется главная улица города) и «Залив счастья. Адмирал Невельской» (не менее важный в истории Дальнего Востока человек). Есть еще одна фамилия, которую вы обязательно услышите на экскурсии, — капитан Дьяченко, основатель города и, говорят, редкий бандит и жестокий человек. В общем, ждем еще одну премьеру!
Хабаровский краевой театр драмы.
Второй год подряд в этом театре проходит Зимняя режиссерская лаборатория, куратором которой является театральный критик Павел Руднев. Билетов обычно не купить, потому что, во-первых, они вполне доступны по цене, а во-вторых, показы проходят в камерном пространстве малой сцены, и желающие разве что на люстре не висят. Ходят слухи, что последняя лаборатория была действительно последней, но будем надеяться.
Чтобы попасть в остальные три хабаровских театра, придется вернуться немного назад и свернуть налево. Тоже все просто: следуй трамваем. Улица называется Шеронова, ее очень легко узнать по трамвайным путям. Вдоль них нам и придется спуститься/подняться, чтобы попасть в следующий театр. Здесь, пожалуй, следует сделать небольшое историко-географическое отступление и поговорить о рельефе. «Три горы и две дыры» — так называли Хабаровск на заре его юности. И это чистая правда. Центр Хабаровска — это три холма и две реки между ними. Сейчас эти реки закованы в трубы, выглядят как бульвары, но, чтобы попасть с одной главной улицы на другую, все равно придется спуститься с одной горы и подняться на другую. И это стратегически важно. Потому что Хабаровск — не просто город, а город на границе. Более того, эта граница водная. Виноват в этом уже известный вам граф Муравьев-Амурский, который был очень мудр и смел. В свое время он сумел обвести вокруг пальца добрых соседей китайцев и застолбить эти земли за Россией. За подробностями, как вы уже поняли, — в Театр драмы. Если коротко, дозор может спать спокойно.
Белый театр.
Но вернемся к театрам. Итак, мы тихонечко поднимаемся вслед за трамваем и рискуем пропустить единственный в городе независимый театр, который притаился на первом этаже жилого дома и слился с его белыми стенами. А ведь на нем белым по белому написано: «Белый театр». Театр на самом деле уникальный. Когда-то его основал человек удивительной судьбы, режиссер, ученик Анатолия Васильева — Аркадий Раскин. Сам он давным-давно перебрался в столицу, а его дело живет. Театр самобытный, крохотный, семейный. В нем непременно угощают чаем, сушками. А после спектакля можно запросто посидеть за столом с его создателями. Если за атмосферой, то это, пожалуй, сюда.
ул. Шеронова, 66
Идем дальше и на углу этой же улицы встречаем Хабаровский театр кукол (ул. Ленина, 35). Совсем скоро этому театру обещают переезд. Власти отдали ему ни много ни мало здание бывшей новоапостольской церкви. Располагается оно уже не в самой сердцевине города, но зато! и архитектура тебе, и площади, и парковка… Пока ремонт и юридические тонкости, театр открыл в этом «обнуленном» здании площадку для всякого рода лабораторий. Планируют скрещивать театр со всем остальным миром, позволяют себе любого рода эксперименты и приглашают резидентов. Ссылка на ближайшую лабораторию.
«Сны». Режиссер К. Кучикин. Хабаровский театр кукол.
Идем дальше. К театру, который много лет назывался театром пантомимы, а сегодня — камерный театр «Триада» (ул. Ленина, 27). Еще один уникальный театр, выросший из студии, объездивший с гастролями всю Японию и ставший настоящим культурным центром города в девяностые, когда с культурой было совсем плохо. В «Триаде» тоже атмосферно и самобытно благодаря работе художника Сергея Кима. Чего стоят там только скелет чудо-рыбы над барной стойкой и стены с наскальной живописью, как в пещере Магура.
С недавних пор в «Триаде» существует проект «Свободная сцена». Любой желающий может подать заявку и показать свою работу на профессиональных подмостках. Пока этой возможностью пользуются любительские коллективы, но это может быть и любой творческий человек.
В общем, театральная жизнь в Хабаровске есть. Она регулярна и разнообразна. Но зритель строго сегментирован по театрам, да и сами театры друг с другом не очень-то взаимодействуют. Большие надежды в этом вопросе связаны прежде всего с альтернативными площадками, которые открывают театры, чувствуя свою закупоренность. И, конечно, с Фестивалем театров Дальнего Востока, который прошел в этом году впервые и объединил не только театры города, но и всего ДФО. Фестиваль обещает стать ежегодным, масштабным и обзавестись образовательной программой. Будем ждать
Комментарии
Оставить комментарий