Автор

В черной, черной комнате

Хэллоуин уже позади, ретроградный Меркурий, говорят, сошел на нет, и «Год театра в России» тоже почти закончился. Его начали закрывать на Петербургском культурном форуме, серия закрытий будет идти еще весь остаток календарного года, но, кажется, все самое страшное уже в прошлом, и можно произнести вслух: весь «Год театра» в России творились настоящие театральные ужасы. Конечно, еще были форумы, шествия, карнавалы, гастроли-обмены, открытия-закрытия, речи, тосты, обещания, но как раз под праздничный шум разрушались уникальные театральные коллективы, закрывались фестивали, которых ждали целыми регионами, случались парадоксальнейшие назначения и, конечно, продолжались театральные суды…

Вот несколько самых страшных историй «Года театра».

Страшная история театра «ФЭСТ»

В год, когда на форумах все говорят о ценности театра как искусства и как социального института, власти Мытищ продолжают верить в ценность театра как банкетного зала. И как раз в самый театральный год они быстро меняют устав «ФЭСТа», урезают и без того скромный бюджет, увольняют директора, а художественного руководителя Игоря Шаповалова переводят на срочный контракт, оканчивающийся в 2020 году. Кроме того, чиновники ликвидируют бухгалтерию театра, а с ней — и всякую его финансовую независимость. После того как коллектив театра придает ситуацию огласке, глава города Виктор Азаров и депутат Михаил Мурзаков устраивают встречу с театром, на которой утверждают, что директору и худруку просто нужно было вовремя заняться в стенах театра ресторанной деятельностью, и далее предлагают проанализировать помещения «с точки зрения дополнительного дохода». И все же после широкого освещения ситуации в прессе и публичной поддержки со стороны Союза театральных деятелей, Ассоциации театральных критиков и шире — театральногосообщества, «ФЭСТ» получает новый устав, прежний бюджет и относительную независимость. Театр жив, он не превратился в банкетный зал городской администрации Мытищ, и спектакли его можно увидеть, добравшись с Ярославского вокзала до Мытищ, например, поездом «Спутник» (время в пути — 19 минут).

Куда более страшная история Серовского драматического театра

Серовский театр последние несколько лет был одним из любимейших в среде «летающих критиков», фестивальных кураторов и театральных режиссеров. Невзирая на расстояния (от Екатеринбурга, ближайшего города с аэропортом, — около трех часов на автомобиле), в Серов ехали за уникальным театральным феноменом. Не имеющий собственной сцены и работающий в ДК Металлургов театр из промышленного уральского города был постоянным участником фестивалей: «Ново-Сибирского транзита», Фестиваля театров малых городов России, «Реального театра», «Золотой маски». Тандем директора Натальи Мозжаковой и главного режиссера Петра Незлученко, а также редкой одаренности и работоспособности труппа сделали «Серовскую драму» лицом театральной революции «малых городов». Уже вслед за Серовом взрывали театральную реальность Новокуйбышевск, Шарыпово, Лесосибирск, Буинск. Серовские «Трамвай “Желание”» Андреаса Мерца-Райкова, «(С)училища» Петра Шерешевского, «Смерть Тарелкина» Павла Зобнина, «Горка» Петра Незлученко были (увы, теперь уже в прошедшем времени) живой театральной коммуникацией, честным разговором со зрителем, как со своим, так и фестивальным.


Сцена из спектакля «Смерть Тарелкина». Фото — архив театра.

Но оказалось, что администрации города Серова такой театр, современный, честный, заметный, даже знаменитый — не нужен. И как только из театра ушла Наталья Мозжакова, новым директором был назначен Владимир Пантелеев, известный в городе как организатор и ведущий праздников. «Праздничный» курс он выбрал и для театра, что очень быстро привело к непреодолимым разногласиям с главным режиссером и доброй половиной труппы. Только этим летом был назначен «праздничный» директор, а уже к сентябрю театр играл спектакль за спектаклем с пометкой «Последний раз». Ушел из серовской драмы Петр Незлученко, и многие актеры тоже разъехались по разным российским городам. Долго, трудно создаваемый театр исчез благодаря одному административному решению.

Ужасно запутанная история Театра имени Федора Волкова

Это история также началась с неожиданного назначения. Художественному руководителю Ярославского театра режиссеру Евгению Марчелли был прислан директором Алексей Туркалов, до этого возглавлявший Владивостокский цирк, Хабаровский музыкальный театр, Хабаровскую драму. Художественный руководитель и директор, очевидно, не нашли общий язык. Остальное, наверное, подробно опишут историки, но именно на фоне этих разногласий вдруг возникла идея слияния Александринского и Волковского театров. У кого она возникла, ведают лишь избранные, но продвигали ее Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, Евгений Марчелли и министр культуры РФ Владимир Мединский. Против слияния выступили директор Туркалов, администрация и общественность Ярославля, театральная общественность и даже женщина-космонавт Валентина Терешкова. Борьба, развернувшаяся вокруг слияния/не слияния двух театров, реанимировала еще и жаркий спор о том, откуда есть-пошел профессиональный театр и какой из двух «Первых театров» считать Первым по праву. За Александринский выступала вся петербургская академическая среда, за Ярославский билась профессор Ярославского театрального института Маргарита Ваняшова. Слияние не состоялось, споры о первенстве утихли, а вот конфликт художественного руководителя с директором не разрешился. В итоге решением министра культуры Театр им. Федора Волкова покинули и Туркалов, и Марчелли. А в историю российских театральных назначений вошло захватывающее реалити-шоу «Открытый конкурс на замещение должности художественного руководителя Театра имени Федора Волкова». Любой желающий мог посмотреть онлайн в режиме реального времени, как восемь кандидатов и Сергей Пускепалис представляли свои концепции развития театра. Так уже бывший главным режиссером Волковского театра, а еще недавно бывший главным режиссером МХАТа имени Горького Сергей Пускепалис вновь возглавил Волковский, который тут же, как и Серовский театр, быстро остался без своих «звезд» и марчеллиевского репертуара.


Сцена из спектакля «Нам не страшен серый волк». Режиссер Е. Марчелли. Фото — архив театра.

Страшно короткая история фестиваля «Территория. Камчатка»

Международный фестиваль «Территория» — форум, равных которому по масштабу и по КПД мало. И, как правило, для региона, в котором он проводится, для его участников фестиваль «Территория» — знаковое, переломное событие. И крайне занятые и совсем небогатые театральные люди Сибири и Дальнего Востока собирались в сентябре приехать на Камчатку, чтобы смотреть лучшие российские и зарубежные спектакли, участвовать в тренингах и мастер-классах. Фестиваль, помимо театральной афиши, собрал солидный пул лекторов и педагогов. И вот за три дня до начала «Территории» Министерство культуры РФ сообщило дирекции фестиваля, что субсидию, давным-давно согласованную Министерством финансов, фестиваль не получит. Ну и, естественно, воспользовалось правом свое решение никак не комментировать. Камчатка в один миг осталась без «Территории», и никакой «Год театра» не помог.

Страшная, но, возможно, со счастливым концом история Новосибирского городского театра под руководством Сергея Афанасьева

Под занавес «Года театра» Сергей Афанасьев объявил в прессе о своем вероятном уходе из созданного им театра. Поводом для такого отчаянного шага стало, пожалуй, то, что театр, которому за тридцать лет его существования власти города так и не нашли достойную площадку, по воле арендодателя мог лишиться доброй части помещений в подвальчике, где данным-давно ютится. Целый год в российских театрах перерезались красные ленточки, открывались отремонтированные театральные здания, вручались ключи, но в этой праздничной череде опять не нашлось места для театра большого режиссера и театрального учителя. Более того, оказалось, что у Городского театра, пока он ждет (уже очень-очень долго) новую площадку, следует еще что-нибудь отнять.


Сцена из спектакля «Унтиловск». Режиссер С. Афанасьев. Фото — архив театра.

Театральная общественность и жители Новосибирска включились в борьбу за театр, в администрацию Новосибирска тоже полетели письма. И новосибирский губернатор Андрей Травников поручил новосибирскому мэру Анатолию Локтю урегулировать вопрос с арендой, чтобы обеспечить театру «беспрепятственное функционирование». Сергей Афанасьев порвал заявление об уходе, и вновь все услышали, что очень скоро, аккурат в 2022 году, театр получит от города свою площадку. А пока все мы ждем 2022 года, спектакли театра можно увидеть в Новосибирске по адресу улица Вокзальная магистраль, 19.

Пожалуй, в заключение «Ужжжасного гида» можно упомянуть еще несколько спорных театральных назначений «Года театра»: так, после ухода Юрия Бутусова художественным руководителем Театра Ленсовета стала актриса Лариса Луппиан, в Театральный музей им. Бахрушина пришла заместителем директора экс-заместитель Владимира Мединского Кристина Трубинова, а директором Томского ТЮЗа был назначен Андрей Сидоров, актер драмы и председатель Томского отделения СТД. Все три назначения, вопреки желанию коллективов, были спущены администрациями, комитетами, департаментами, но что они принесут этим театральным институциям, станет видно уже в следующем году. И, надеюсь, их минует участь Серовского и Ярославского театров.

Комментарии

Оставить комментарий