Автор

​В поисках смешного

Нижегородская«Комедiя» еще официально не открыла сезон для широкой публики, но как минимум три важных события за последние несколько месяцев в театре уже случилось. В июле труппе был представлен новый главный режиссер Иван Комаров — выпускник Театрального института имени Бориса Щукина (мастерская Ю. Н. Погребничко) и школы-студии МХАТ (мастерская В. А. Рыжакова). Читками «Ревизора» и «Человека из Подольска» открылось арт-пространство «Кислород» — внутренний двор театра адаптировали для проведения показов, мастер-классов и лекций.

В конце августа в театре состоялась режиссерская лаборатория «Современность. Режиссер. Отражения» под руководством Виктора Рыжакова и Павла Руднева. Над эскизами работали студенты школы-студии МХАТ. Семь текстов современных драматургов — семь исследований природы комического, под разными углами и иногда в небанальных локациях.

Ринат Ташимов сделал эскиз по пьесе Олега Богаева «Дневник влюбленного прокурора» в эстетике зловещего китча: хор в балаклавах и кокошниках, похабные рисунки на стекле, судьи в псевдошкольной форме — белый верх, черный низ, яркие бантики вместо погон. Комедия здесь заходит в довольно мрачные области, но до определенного момента над происходящим удается иронизировать. Во многом — благодаря актерским работам и ярким карикатурным образам: жена-мегера (Алина Гобярите), хамоватые «судебные» тетки (Надежда Ковалева, Мария Кром), редактор с маньяческими повадками (Дмитрий Кальгин), экзальтированная возлюбленная героя (Мария Оболенская). И среди них — сам прокурор (Александр Калугин), герой одновременно лирический и трагический. В нем ощущалось что-то от персонажей Балабанова — человек со всеми соответствующими должности пороками и недостатками, но способный на поступок. Где-то глубоко внутри он художник, поэт и почти рыцарь с прекрасной дамой, ради которой можно и против всего мира выступить. Насчет мира даже не метафора: мама работала в прокуратуре, жена — судья, друзья — на службе. Вселенная героя — одна большая Система исполнения наказаний.

Смешное в эскизе работает как временная защита от ужасов действительности. Но как только происходит частный бунт «винтика» против системы и герой выходит с ней лицом к лицу, оказывается, что полуанекдотическая сварливая жена жестоко бьет маленького сына, в руках «теток» сосредоточена опасная сила и власть, а женщина мечты на мечту не похожа. Дальше — только хор с закрытыми лицами, которому герой обречен проиграть.

Эскиз Лизы Минаевой «Тот самый день» по пьесе Ярославы Пулинович оказался близок к законченному спектаклю: за счет визуальных решений, точно сыгранных характеров, но главное — благодаря внятно обозначенной идее и расставленным акцентам. История Маши, от которой мать требует непременно родить, неважно, от кого, превращается в квест «Залететь за 24 часа». Или в сказку, но только такую, где герои ведут себя не по морфологии Проппа, а как нахальные дураки.

Удачный и остроумный символ, найденный в эскизе, — овощи, которые Маша (Екатерина Сергеева) и ее мама (Марина Вязьмина) раскладывают по периметру сценыв ожидании знакомства с«сыном маминой подруги». Выглядит как ритуал на привлечение жениха, только с помощью перцев и кабачков. Овощи потом не раз возникнут в эскизе, подменяя собой что угодно, от помады до букета. Маша будет таскать их с собой полную сумку — ненужное плодородие, те самые кабачки в конце августа, которые вечно пытаются сбагрить кому-то другому.


«Тот самый день». Режиссер Лиза Минаева. Фото — А. Разгуляева

Строгое внешнее ч/б эскиза «собирает» в единое целое путешествие героини по локациям: квартира, бар, клуб. Что характерно, мужчина — заветная цель — постоянно один и тот же: играет вереницу претендентов на роль отца ребенка один актер (Никита Сноровихин). И каждый раз ему оказывается не до Маши: то проблемы на работе, то наступает время молитв и плача о судьбе Родины. Некогда, в общем, не до любви.

Героиня Кати Сергеевой — сплав эмоциональных состояний: злость — и при этом дикая усталость, агрессия — и одновременно робость. Маша достигла точки, когда хочется разнести по кирпичу мир, где за женщиной не признают права выбора, ангел вместо поддержки требует «рожать богатырей», а залог успеха — вовремя держать пальцы крестиком. Маша бы очень хотела выразить такой вселенной свое несогласие, но она слишком устала. Принять участие в фертильном квесте намного проще. Кульминационный монолог героини полон бессильной ярости, но все-таки спасение приходит — неожиданно и ожидаемо, как в фильме с хорошим концом.

Эскиз по пьесе Павла Пряжко «Мы уже здесь» режиссер Юрий Шехватов локализовал в подвале театра «Комедiя». Зрители могли свободно перемещаться между точками, тем более что и действие иногда происходило в нескольких точках одновременно. В эскизе печально и прекрасно заримфовались космическая станция в подвальном техническом помещении и тот факт, что в роли колонизаторов выступили актеры старшего поколения: Валерий Кондратьев, Валерий Еруков, Елена Ерина и Александр Барковский из Нижегородского ТЮЗа.

Перед актерами стояли сложные задачи: обживать подвал как театральное пространство, работать с непривычной драматургией, но усилия требовались и от зрителя, чтобы освоиться, услышать, воспринять. По техническим причинам не все до конца было понятным — сказались необходимость передвижений и акустика помещения. В итоге картина сложилась парадоксально органичная. Космические технологии — в подвале, где неуютно, слегка сыро и машинный гул. Гвозди на верстаках, в запыленных баночках «под хохлому» — на Марсе. Шаткие лестницы — на Марсе. Немолодые люди и их бесконечные разговоры — на Марсе. И сами зрители, как случайные невидимые гости, уже здесь — на Марсе.


«Мы уже здесь». Режиссер Юрий Шехватов. Фото — А. Разгуляева

Никита Щетинин в качестве материала для эскиза выбрал «С училища» Андрея Иванова, площадкой для показа стало арт-пространство театра «Кислород». Волей режиссера или случайно, но акцент несколько сместился с Таньки «с училища» (Алена Щеблева) на рохлю-педагога Сережу (Илья Попенков). Артиста обвязали толстой веревкой — достаточно прямой ход — и при любой попытке поговорить с приятелями из «Камарильи» веревка отчаянно натягивалась. На привязи Сережу держит и Таня, лейтмотив ее появления — нежная мелодия музыкальной шкатулки, прием, отсылающий к хоррорам.

Пьесу пришлось существенно сокращать, чтобы уместить в формат и хронометраж эскиза. Самые жесткие и провокативные эпизоды оказались вынесены «за скобки», а точка поставлена раньше финальной «исповеди» героя. Но точка красивая и полетная — внезапно над головами зрителей распахнулась самая верхняя, на втором этаже театра, дверь во двор. И все-таки осталось непонятным, для чего в рамках исследования жанра комедии режиссер выбрал именно этот материал.


«С училища». Режиссер Никита Щетинин. Фото — А. Разгуляева

Эскиз по «Пьяным» Ивана Вырыпаева Карина Бесолти повела в сторону музыкальной партитуры. Реплики персонажей интонационно раскрашивались по-разному: от выразительного, обстоятельного чтения-проживания до быстрого, почти машинного проговаривания или нарочитого интонирования на разной высоте. Правда, поймать систему в этой музыкальной системе с ходу не удавалось, слишком мало времени было у команды для работы над таким сложным и объемным текстом. Самым убедительным и наполненным стал монолог Лоуренса (Игорь Смеловский), что-то на границе нетрезвой бравады и мотивационной речи. По общему настроению эскиз вышел гипнотическим. Эффект усиливали видеовставки — маленькие фрагменты на многократном повторе, напоминающие бесконечные попытки сильно пьяного человека встать и куда-то пойти. Но не получается — и снова падает, и снова по кругу.


«Пьяные». Режиссер Карина Бесолти. Фото — А. Разгуляева

Исследования комедии в эскизе Дмитрия Соболева по пьесе Александра Середина «Гимнастический козел» завели на территорию театра абсурда. Большой плюс этой работы — в короткой сюрреалистичной истории хорошо ощущались четко заданные внутри правила игры. И первое правило мира, центр которого гимнастический козел, — нет, не «не рассказывать никому про гимнастического козла». Через козла надо прыгнуть — иначе жить в этом мире будет очень трудно.

Режиссер с актерами нашли точные интонации и остроумные решения, сделав абсурд живым, не схематичным. Мужчина (Николай Пономарев) меланхоличен и чуть-чуть печален — опечалишься тут, когда в первой же сцене отрывают голову. Ход ловко обыгран визуально — отрывание головы выглядит как привязывание к шее воздушного шарика. Женщина (Юлия Палагина) — чувственная и требовательная, Учитель (Дмитрий Ерин) — гордый и самодовольный король вселенной Гимнастических козлов, школьники странноваты каждый на свой лад. А пресловутый снаряд вообще вынесен частично в проекцию на стене, частично — обозначен надписью на полу. Строго говоря, никакого гимнастического козла в зале нет, что не отменяет необходимости через него прыгать.


«Гимнастический козел». Режиссер Дмитрий Соболев. Фото — А. Разгуляева

Финальный эскиз лаборатории — моноспектакль актрисы Ольги Бубновой, поставленный Дмитрием Курочкиным. «Лондон» Максима Досько на самом деле совсем не про британскую столицу. Он — про странную любовь к Родине, иронично-грустный анекдот с подробностями. Сантехник Гена из белорусского села Раково (ПТУ, развод, год сидел) в свободное от работы время мастерил поделки из соломы. Да так хорошо, что одна из них заняла первое место на выставке, и для награждения Гену отправили в Лондон. Но вместо того, чтобы прийти в восторг от города, он всю дорогу чувствовал себя неуютно и хотел домой — так, что по прилете даже расплакался.

Даже технически для актрисы это огромная работа — за несколько дней выучить и убедительно присвоить себе объемный текст со вставками на ломаном английском. Эскиз аскетичен: вот актриса распростерлась на полу, вот в одном углу, потом в другом, постепенно все больше и больше поворачивается в анфас к зрителю. Историю Гены Ольга Бубнова рассказывает с легкой доброй иронией. Патриотическое чувство героя иррационально, а сам Гена — воплощенная мечта Полицейских «Человека из Подольска». Вот ему даром не нужны Биг-Бен и Вестминстерское аббатство. А копать огород в селе Раково — очень нужно. Объяснить логически это нельзя, но почувствовать в определенных обстоятельствах можно.


«Лондон». Режиссер Дмитрий Курочкин. Фото — А. Разгуляева

Семь эскизов с нуля за неделю — интенсивная и очень важная работа для театра, ценный опыт для труппы. В новом году запланирована еще одна лаборатория, предметом которой станут классические комедии. Театр «Комедiя», который будто навсегда загнан в жанровые рамки своим названием, открывает для себя новые пути и перспективы.


Комментарии

Оставить комментарий