Автор

Во весь голос о важном


Этот, восемнадцатый по счету, фестиваль театров малых городов России должен был состояться в Набережных Челнах в прошлом году. Не состоялся, понятно почему. Но спектакли в малых городах не живут долго, да и локдаун не способствовал их сохранению. Что-то пришлось менять, программу переформатировать, какие-то спектакли остались, но пришлось вводить и новые названия. Этим занимался программный директор фестиваля Олег Лоевский. И вот наконец долгожданная встреча театров состоялась. Как и планировалось, это произошло в Набережных Челнах, втором по численности городе Татарстана, благодаря поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры республики Татарстан, Государственному Театру Наций, благотворительному фонду Евгения Миронова «Театральные инициативы» и исполнительному комитету города Набережные Челны. Кстати, этот театральный форум прошел в год родных языков и народного единства Республики Татарстан. Об этом упомянул в своем приветствии фестивалю президент Татарстана Рустам Минниханов. И очень важно, что на фестивале шли спектакли не только на русском языке, но и на татарском, башкирскоми коми-пермяцком.

Театры шестнадцати городов России участвовали в нем. География фестиваля пополнилась новыми городами, которые впервые привезли свои спектакли: это театры из Таганрога, Великих Лук, Черемхова и Лодейного Поля. Кроме конкурсных спектаклей была, как обычно, широкая образовательная программа: мастер-классы, тренинги по мастерству актера, сценической речи, движению, хореографии, лекции, консультации с юристами, художниками-технологами, журналистами. Была и специальная программа, посвященная кино. Были и гости: Евгений Миронов, приехавший на открытие, представил видео-спектакль по «Иранской конференции» Театра Наций, была привезена и премьера этого сезона: «Ходжа Насреддин» Тимура Бекмамбетова. Спектакль в очках виртуальной реальности «Я убил царя» Михаила Патласова для многих был первым, увиденным в этой технологии, и очень интересным оказался еще один гость: инклюзивный спектакль Ксении Шачневой «Плюс-минус». Всем этим огромным процессом управляла команда Театра Наций во главе с Еленой Носовой, и представляю, насколько это было непросто.

Но самое главное на любом фестивале — это, конечно, конкурсная программа. За те восемь лет, что я не была на фестивале, очень вырос художественный уровень спектаклей. Во многих городах, чьи театры участвовали в конкурсе, я бываю довольно часто и знаю их текущий репертуар. Пять спектаклей я видела раньше. Но когда все они объединены общим контекстом, становится понятно, что изменилось в жизни театров малых городов за эти годы и, главное, почему. Во-первых, благодаря лабораториям, которые постоянно проводят Театр Наций и Олег Лоевский в театрах малых городов. Из лабораторий выходят эскизы, которые превращаются в спектакли. Пять из них были показаны на фестивале. Во-вторых, благодаря молодым режиссерам хорошей столичной школы, которые теперь охотно ездят на постановки в неизвестные им раньше города, артисты стали пластичными, они легко воспринимают язык нового поколения режиссеров. В-третьих, за эти годы заметно поменялся и директорский корпус. Многие директора и художественные руководители стали серьезными театральными менеджерами, они разбираются в новейших режиссерских течениях, читают современные пьесы и, что важно, не боятся рисковать. Среди директоров гораздо меньше стало случайных людей, угодных местным властям. Ну и главное: качественно изменился репертуар. Если раньше на сценах царила классика, поставленная в традициях так называемого русского психологического театра, а на самом деле в унылой манере, отставшей от современности примерно лет на двадцать-тридцать, то теперь картина другая.

Семь пьес современных драматургов: «Золото» Екатерины Тимофеевой (Прокопьевский театр), «Горка» уже широко известного в России Алексея Житковского, «Бер, ике, ёс (Беруши)» Олжаса Жанайдарова, (Салаватский башкирский театр), «Как Зоя гусей кормила» Светланы Баженовой (Таганрогский камерный театр), «Солнечная линия» Ивана Вырыпаева (Лодейнопольский драматический театр), «Королевство кривых» Арсения Фарятьева (Альметьевский драматический театр), «Любовь людей» Дмитрия Богославского (Черемховский драматический театр), сюда можно добавить и классика современной драматургии Николая Коляду с его старой пьесой-фантазией «Старосветская любовь» (в Коми-Пермяцком драматическом театре она идет под названием «Ноженьки, ноженьки, ноженьки»). Вместе с Колядой современная драма составила ровно половину фестивальной программы.


«Горка». «Драма номер три» (Каменск-Уральский). Фото — архив фестиваля.

В другой ее половине — редко идущие в наших театрах тексты: «Сказки венского леса» Эдена фон Хорвата (спектакль поставлен Андреасом Райковым-Мерцем в Новокузнецком драматическом театре), сценарий Аки Каурисмяки «Я нанял убийцу» (спектакль Гали Зальцман в Шарыповском театре, уже получил «Золотую маску»), финская пьеса Сиркку Пелтола «В сапоге у бабки играл фокстрот» и пять названий по русской классике: «Три сестры» (театр «Мастеровые», Набережные Челны), «Когда перестанет биться мое бедное сердце» по пьесе «Медведь» (Драматический театр Ельца), «Гроза» Островского, «Досадный мотив» по «Запискам из подполья» Достоевского (Глазов, театр «Парафраз») и «Головлевы. Маменька» пьеса Ярославы Пулинович по мотивам романа Салтыкова-Щедрина (Нижнетагильский драматический театр). В результате получилась стройная, красиво выстроенная программа. С тенденцией, однако.

Театры в больших городах (и уж совсем единицы в столицах) не так уж часто обращаются к современным пьесам. И чаще всего спектакли по ним идут на малых сценах. А на этом фестивале именно они представляли главный интерес. Театры малых городов очень тесно связаны с жизнью, которая течет за их стенами. Кстати, зрители, приходящие на их спектакли, не очень-то любят смотреть про свою тяжелую, порой неприглядную долю. Им бы что-то из жизни чужой, невообразимо прекрасной, позволяющей забыться в сладком сне. И нужно настоящее мужество для того, чтобы, например, в Черемхове поставить жесткую пьесу Дмитрия Богославского «Любовь людей», получившую на фестивале приз за «лучший актерский ансамбль». Спектакль в режиссуре Владимира Золотаря построен подробно, все герои абсолютно узнаваемы. Леденящая душу история о том, как в полном отчаянии простая женщина забивает своего алкоголика-мужа, а потом не может жить с любящим ее участковым Сергеем, потому что муж является ей во сне и наяву, несколько лет назад казалась немного из жизни «нЕлюдей». Но за эти годы в ней обнаружилась такая страшная фем-повестка, что история эта воспринимается как документальная.


«Любовь людей». Черемховский драматический театр. Фото — архив фестиваля.

«Горка» Алексея Житковского за несколько лет прошла по российским театрам если не «пожаром», то очень заметным возгоранием. Но все спектакли от Мотыгина до Норильска (эскиз Лизы Бондарь) поставлены в театрах малых городов. Потому что это — про их жизнь. Спектакль Алексея Логачева в Каменск-Уральском театре «Драма номер три» — смешной и жутковатый. Идет он не на сцене, а… в театральном гардеробе.

Воспитательница Настя в отличном исполнении Татьяны Васильевой — это человек, который делает все и немного больше, но… не справляется с жизнью. Каждый побывал в такой ситуации, когда отчаяние подступает к самому горлу и ты понимаешь, насколько невыносима жизнь. Но что-то, иногда совершенно случайное, разбивает эту невыносимость, и почему-то становится легче. Здесь это чужой мальчик Озод (редкого таланта травести Татьяна Ишматова сыграла его). Алексей Логачев — режиссер, всегда ищущий этот самый свет, который кому-то видится в конце тоннеля. Он построил действие так, что именно появление неприкаянного Озода в жизни Насти встряхивает ее и что-то помогает понять. Спектакль появился в результате эскиза лаборатории Театра Наций в 2019 году и вот превратился в спектакль. Именно он стал победителем в номинации «Спектакль малой формы» и поедет в Москву.

Отлично построен спектакль «Бер, ике, ес» (Беруши) по пьесе Олжаса Жанайдарова. Конечно, текст не просто переведен на башкирский язык(пьеса написана на казахском), но и приспособлен к башкирским реалиям. Это не всегда срабатывает. Все-таки Башкортостан — часть России, а не другая страна. Но режиссер Ильсур Казакбаев сосредоточил действие не на невозможности адаптироваться в чужой стране, а на нескончаемой ненависти двух братьев, пытающихся жить в Москве и теряющих свои корни, свою родину, свой уклад жизни. Этот уклад невосстановим уже и на их малой родине. Все связи разорваны. Спектаклем удалось передать бесприютность, сиротство братьев — не в бытовом, а в бытийном смысле.


«Золото». Прокопьевский театр. Фото — архив фестиваля.

Еще одна острая тема поднята в спектакле Прокопьевского театра «Золото» по пьесе Екатерины Тимофеевой. Это документальная драма, основанная на реальных событиях, происходивших в маленьком башкирском городе Сибай в 2018–2019 годах. А там была настоящая экологическая катастрофа. В котловане около города, оставшемся от разработок, тлела руда, наполняя воздух вредными соединениями. Людям было нечем дышать. Болезни детей и стариков, смерти — на все это власти не реагировали. Попытки бежать из города и продать дома и квартиры натыкались на их абсолютное равнодушие и бездействие. В спектакль включены новости из соцсетей, из чата «Подслушано в Сибае». Молодой режиссер Никита Золин не побоялся обострить эту тему введением пластических сцен, где действуют «люди в штатском», руками которых и творится зло. Спектакль получил спецприз жюри за смелую гражданскую позицию — как спектакль-поступок.


«Королевство кривых». Альметьевский татарский драматический театр. Фото — архив фестиваля.

Спектакль «Королевство кривых» режиссера Антона Федорова поставлен в Альметьевском татарском драматическом театре по тексту, который рождался в процессе репетиций. Режиссера пригласили для работы над детской повестью «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева. Что из этого вышло? Текст старой сказки полностью переписан автором, скрывшимся под псевдонимом Арсений Фарятьев. В нем героиня, девушка Оля, студентка университета, в поисках своего друга попадает в зазеркалье 1929 года и оказывается в страшном мороке. В университете исчезают преподаватели, студенты, тайно выдают запрещенные книги, а под тяжелые протяжные звуки виолончели движутся, как сомнамбулы, странные запуганные существа, похожие на животных. Здесь зеркала, мутные и кривые, отражают какую-то кошмарную реальность. Какое это время? Это время мифа, через призму которого просматривается сталинский режим, да и не только сталинский. А вполне современный. И все это увидено глазами молодого режиссера. Спектакль победил в номинации «спектакль большой формы», и, значит, впереди поездка в Москву.

Фестивальные спектакли показали, что театры малых городов не боятся рисковать. Они говорят о самых острых, самых болезненных проблемах нашей российской жизни. Говорят талантливо, ярко, во весь голос, находя новые художественные формы и новый сценический язык.

Комментарии

Оставить комментарий