«Взрослые» куклы
Театр кукол для взрослых? Странно… Между тем драма, опера или балет для взрослых не вызывают ни у кого и доли изумления. Вот что по-настоящему странно. Похожая судьба постигла дружественную театру кукол анимацию. Каким-то образом всего за сотню лет сформировался этот стереотип: куклы для детей. Вероятно, из-за сходства куклы с игрушкой. Стоит взглянуть на список номинантов Национальной театральной премии «Золотая маска» последних лет и заметить там преобладание серьезного материала, взрослого или как минимум для семейного просмотра. А многие известные зарубежные кукольники и вовсе никогда не работали для детей. Впрочем, как и большинство их коллег, оставшихся в истории театра.
Архангельск
Архангельский областной театр кукол может считаться в этом путеводителе первым не только по алфавиту. Он вошел в историю и как первый обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Театр кукол» со спектаклем «Вертеп». Театр из Архангельска несколько десятилетий остается верен себе и своему мудрому ироничному лидеру — режиссеру Дмитрию Лохову. Здесь до сих пор идет кровавый балаган «Хамлет, принц Датский», в котором шекспировский сюжет рассказан перчаточными куклами удивительно смешно, ведь, сходя с ума, заглавный герой превращается из мечтателя в черном в шумного Панча. А чеховская «Чайка» прочитана близко к первоисточнику, но все-таки с большой иронией по поводу инфантильных героев, играющих в куклы.
Вологда
Must see: «Кармен» режиссера Бориса Константинова и художника Виктора Антонова, спектакль без слов, в котором важен каждый звук. Он хорошо подтверждает тезис Сергея Образцова, что театр кукол ближе к балету, чем к драме. Музыка на сцене из бытовых шумов постепенно вырастает в громогласные раскаты мелодий Бизе. Каждой куклой управляют три-четыре кукловода, не скрывающих своего присутствия и остающихся при этом незаметными. Руки «деревянных» испанцев и испанок парят в плавных жестах кистей актеров, а ноги — барабанные палочки, лишенные ступней, — отбивают ускоряющийся ритм жизни, который в итоге почти невозможно вынести.
Екатеринбург
Любители детективов и комедий должны посмотреть «Чайку», посвященную Альфреду Хичкоку. Это пьеса не Чехова, а Бориса Акунина, но режиссер Александр Борок смог удивить неожиданным финалом даже поклонников писателя и знатоков его драматургии. Играют азартные актеры-маски — все равно что гуттаперчевые куклы. И все это под саундтрек «Ленинграда», «Ракетомобиля» и «Воскресенья», их тексты звучат так, как будто музыканты специально работали для этого спектакля. Спектакль «Бобок» уже не новый, но все так же актуально играет с масштабами: болтающие по инерции в могилах герои Достоевского предстают как куклами, так и людьми. Свежий «Дон Кихот» — все еще не частый в России пример театра художника, в данном случае Виктора Плотникова, в котором вся красота и неожиданность форм подчинены не тексту первоисточника, а фантазии на тему, где наряду с утрированными испанцами есть место как цветам-кинжалам, так и гигантским насекомым, летающим над залом.
Иркутск
Борис Константинов поставил пьесу Вампилова на родине автора. Несмотря на присутствие в сценографии Виктора Антонова примет времени написания «Утиной охоты», Роман Бучек играет Зилова современным молодым человеком. Трогательными куклами персонажи выглядят в реальном плане, а в сознании и во снах главного героя они какие-то иные. Возможно, такие же нервные как он, или инфернальные, какой приходит попрощаться перед отъездом навсегда Галина — фигурка в черном капюшоне, возникшая в свете за дверцей пустого холодильника, конечно же, марки ЗИЛ.
Кострома
Евгений Ибрагимов поставил «Снегурочку» Островского, убрав текст реплик и оставив только песни, заставив зрителей передвигаться по всему пространству театра, в котором из темноты возникают то персонажи, то странные деревянные строения, придуманные Эмилем Капелюшем. В данном случае спектаклю-променаду больше подходит русское определение «бродилка». Зрители, как написано на афише, «путешествуют в иную реальность», а актеры становятся еще перформерами и танцорами.
Красноярск
Александр Янушкевич в своем спектакле по «Мелкому бесу» Сологуба не пускает на сцену недотыкомку и не доводит Передонова до убийства. Самые интересные моменты связаны с городом, который весь замусорен, потому что каждый волен пачкать обои и так оставлять свой след в истории. Гротескные куклы Татьяны Нерсисян обнаруживаются актерами среди выброшенных пакетов на авансцене. Главный герой делает визиты, не стесняясь посещать ответственных лиц в интимные моменты их жизни, и тут не поможет скрыться ни ширма, ни одеяло, ни пошлая занавеска из тюля, за которой можно сладострастно избивать ребенка.
Курган
Проводя раз в три года Международный фестиваль «Мечта о полете», театр «Гулливер» сделал свои мечты былью — стал приглашать на постановку зарубежных режиссеров, удививших во время фестиваля. Спектакли для взрослых, получившиеся в результате подобных коллабораций, обычно экспериментальные и даже провокационные. Сейчас можно увидеть «Сияющую в ночи», сделанную постановочной группой из Японии. Медитативный ритм здесь не усыпляет, а дает возможность успеть рассмотреть филигранную работу с куклой во всех подробностях, иногда позволяя забыть о непривычном сюжете.
Оренбург
В Оренбурге работают два театра кукол. Областной и муниципальный, по имени «Пьеро». В обоих есть что посмотреть вечером. В первом театре идет «Саломея» Олега Жюгжды. В красивом гибнущем мире герои буквально разваливаются на части, и нет ни шанса на спасение. В «Пьеро» же предпочитают лирические комедии — «Женитьба» Гоголя и «Уважаемые граждане!» Зощенко разыграны небольшой труппой, умно и живо управляющейся с куклами художницы Марины Яриловой.
Пенза
Спектакли для взрослых в постановке Владимира Бирюкова неизменно притягивают внимание коллег, отборщиков фестивалей и зрителей. Спектакли с маленькими куклами рассказывают о маленьких людях. А они похожи, что в пьесе абсурдиста Мрожека, что у Николая Коляды. Соответственно «Убить Кароля» и «Попугай и веники» говорят о повседневности, в которой слышны слова песен «Здравствуй, мама, плохие новости» или «А зима будет большая…», но надежда все равно пробивается сквозь слезы.
Петрозаводск
Здесь идут вечерние спектакли лучших режиссеров-кукольников. Режиссер Борис Константинов и художник Виктор Антонов поставили «Железо», где важен не столько текст — кстати, собственного сочинения, — сколько атмосфера. Это ностальгия по молодости, которая пришлась на время авосек и потертых ковриков с оленями, когда весь город мог ходить в одежде из одного дефицитного куска ткани с цветочками. В этом «загробном» для старого «Запорожца» мире заправляют чумазые ангелы, которым слова «трамблер» и «карбюратор» кажутся стихами. В их трактовке авария предстает эффектным танцевальным номером, а семейные ссоры смотрятся посиделками с прибаутками. «Сад» по мотивам Чехова поставлен Александром Янушкевичем как трагифарс. Здесь все, даже появляющиеся при каждом упоминании внесценические персонажи, ходят по сцене в масках, а усадьба исчезает сама по себе, как будто стараясь скрыться от своих временных обитателей, их ссор, воспоминаний и ночных бдений.
Рязань
Последняя премьера Рязанского театра кукол — спектакль режиссера Бориса Константинова и художника Виктора Антонова «Пегий пес, бегущий краем моря» — только на первый взгляд соответствует притче и ее привычной расшифровке. На самом же деле не человек сочиняет мифы про богов, а духи играют про людей. Не манипулируют их судьбами, а рассказывают об их подвигах. Похожие на инопланетян фигуры управляются с куклами и образуют утесы. Туман «сыгран» плотной дырявой тканью, а волны — палками. При этом повествование ведется вопреки Айтматову от первого лица. После первого выхода в море и первого спасения фраза «Еще один день наступал» в устах мальчика Кириска звучит убедительнее, чем от автора.Саратов
Саратов
«Теремок» — это театр режиссера Геннадия Шугурова, ансамблевый, энергичный, философский. Сейчас взрослых ждут на мольеровском «Дон Жуане» и «Двух путешествиях Лемюэля Гулливера», где многословная польская монопьеса забытого автора Ежи Брошкевича стала поводом для коллективного рассказа о лилипутах и великанах, в котором мысленное напряжение рождает эмоцию, а сильная эмоция убеждает. Особое внимание обратите на куклу крошечного Гульго и его подробную жизнь в плену у людей. Кукольные жесты его полны человеческого достоинства, и это возможно благодаря профессионализму актеров, ведущим куклу под столом.
Томск
Любимая система кукол главного режиссера театра «Скоморох» Сергея Иванникова — мимирующая кукла с живыми руками, ею в черном кабинете управляют три актера, что требует от исполнителей особого чувства партнерства. Он — режиссер-пацифист, который в своих спектаклях, будь это заученная юными зрителями пушкинская сказка о золотой рыбке или редко ставящийся абсурдный «Пикник» Аррабаля, не устает говорить о том, что каждый личный человеческий грех неумолимо приближает мировую катастрофу, как экологическую, так и гуманитарную. А еще его интересует Игра. «Пиковая дама» и «Игрок» складываются в особую дилогию, в которой автор получает возможность выйти на сцену вместе с персонажами. Приглашенный режиссер Владимир Бирюков поставил в Томске «Панночку» Нины Садур — редкий пример триллера в российском театре кукол, который, правда, на поверку оказывается историей любви. Как только Хома разрешает себе пожалеть убиенную ведьму, он делает не просто шаг ко гробу, но уже и к полюбившейся красавице, оказавшей в нем по его вине.
Ульяновск
В «Мюнхгаузеншоу» Ульяновского театра кукол все избыточно. Бургомистр непомерно толст, у сына барона невозможно длинная шея, его мать выглядит и ведет себя как ожившее капризное боа. Редкая реплика остается без визуального подтверждения: затронули вопрос развода в мировой истории — презентуют голову Анны Болейн. Все-таки это скорее «Мюнхгаузен-цирк», и в этом мире барон скорее шпрехшталмейстер, которому трудно переиграть гротескных героев без собственного трюка, так и появляется выстрел с конфетти в финале, почти «я из пушки в небо уйду».
Челябинск
Лучше всего приезжать в Челябинск в сентябре четных годов, когда здесь проходит Международный фестиваль кукольных спектаклей для взрослых зрителей «Соломенный жаворонок». В собственном вечернем репертуаре Челябинского областного театра кукол имени В. А. Вольховского — шесть спектаклей. От подробной инсценировки «Человека в футляре» до парадоксальных фантазий по мотивам Брэдбери, Шекспира, Мрожека.
Комментарии
This is much more than a beutiful visiter's card, it is an invitation to a lot rewarding visits to the universe of puppetry art in many places in Russia.
Оставить комментарий