Автор

Усыпляющий волшебник, прикосновение к мифам и спасение дуба

VI Международный образовательный фестиваль-форум для особенных зрителей «Одинаковыми быть нам необязательно» прошел в Чебоксарах с 10 по 16 октября. Основной площадкой фестиваля традиционно стал Чувашский государственный театр кукол. В программу фестиваля вошло девять спектаклей.

Волгоградский инклюзивный театр «Теплые артисты» представил спектакль «Победные». Актеры с РАС показали несколько сцен из жизни фронтового цирка в годы Великой Отечественной войны. Вряд ли еще в каком-то театре артисты так остро переживают радость существования на сцене, сохраняя при этом рисунок роли и выполняя все сценические задачи. А финальная тема, давшая название спектаклю, — ежедневная борьба родителей детей с инвалидностью за их качество жизни и социализацию. Иногда эта борьба оказывается победной.

Моноспектакль Владимирского областного театра кукол «Где прячутся сны» режиссера Марии Кузнецовой удивляет объемом работы актера с жестовым языком. Сергей Ерофеев в роли волшебника Дремы произносит большое количество рифмованного текста, рассказывая сказку о чудесном замке, где обитают сны и помощники Дремы, следящие за тем, чтобы дети хорошо себя вели и сладко спали. При этом исполнитель почти одновременно много работает с куклой и дает сурдоперевод текста. Работа художника Ирины Хмарук — тоже важная часть атмосферы спектакля. И сказочный дом снов, и шаровары главного героя с большими карманами были очень уютными. Смешной человек, из-за широких мягких штанов кажущийся круглым, не мог быть никем иным, кроме усыпляющего волшебника. При той доверительной интонации, на которой строится вся роль, для ребенка принять из его рук подушечку и посмотреть в фонарь-калейдоскоп — это маленькое прикосновение к ласковому, домашнему чуду.

Еще один спектакль Марии Кузнецовой «Где искать счастье», созданный в рамках социального проекта «Сказочный марафон», был показан на дому у ребенка-колясочника. История мышонка Тима, отправившегося по всему свету искать счастья для своего друга, попавшего в беду, заканчивается радостным возвращением домой. Маленький мышонок узнал, что счастье не нужно искать, потому что, когда друзья рядом, счастье всегда внутри, даже если приходит беда. В этом моноспектакле Мария не только режиссер, но и актриса-кукловод. С 2014 года она приезжает к детям домой со сказкой.


«Чеберина и Ягпери». Фото — архив фестиваля.

Спектакль «Чеберина и Ягпери» инклюзивного театра кукол «Надежда» (совместно с детским образцовым театром «Балаганчик») зрители воспринимали тактильно, сидя в повязке на глазах. История удмуртской девушки Чеберины, отправившейся на поиски лекарства для матери и встречающей в путешествии различных духов — покровителей воды, земли, неба и леса, — сопровождается опытом тактильного взаимодействия с различной средой, прикосновением теплого ветерка, воды, колючих ветвей… В определенный момент подводный царь просит Чеберину промыть жемчужины от песка, и зрителей вовлекают в игру: раздают по две чаши, и жемчужинки нужно переложить в пустую. Понятно, что каждый спектакль, созданный для особенных зрителей, ни по творческим, ни по многим другим причинам не может включать в себя задание на развитие мелкой моторики. И все же хочется отметить: в детских спектаклях подобные практики не только приятны (поскольку дарят особенному ребенку еще какую-то часть недоступного ранее тактильного опыта), но и полезны. А подача задания в игровой форме не вызовет у ребенка того отторжения, с которым могут быть связаны медицинские процедуры или домашние обязанности. Осязательная сторона спектакля и сказочный сюжет, основанный на национальных мифах, оказались настолько увлекательны, что этническая музыка (удмуртский струнный крезь, глюкофон и другие инструменты) осталась где-то на самой дальней границе восприятия, хотя это, безусловно, большая художественная работа. Звучание крезя, с которым Аида Фаттахова (музыкант и автор текста) дополнительно познакомила слушателей после спектакля — это самое яркое музыкальное впечатление особого фестиваля для меня.

А финал истории — одна из вариаций бродячего сюжета о красавице и чудовище. Пройдя все области мифического космоса и успешно завершив поиски лекарства для матери, Чеберина влюбляется в невидимого духа, хранителя леса Ягпери, и своей любовью рассеивает колдовство, превращая его в прекрасного юношу. И спектакль с литературной точки зрения интересен, конечно, вовсе не базовыми сюжетными ходами, а описанием мироустройства через традиционные образы удмуртского язычества и непривычным звучанием имен духов, отвечающих за разные части природы. Отличительной особенностью театральных фестивалей, проходящих на базе Чувашского государственного театра кукол и Чувашского государственного института культуры и искусств, как раз и является возможность запоминающегося, яркого погружения в культуру национальных республик нашей страны.

Спектакль «История старого дуба» инклюзивной студии «Особые — разные — равные» при Чувашском государственном театре кукол — это разговор с детьми о важности сохранения окружающей среды языком театра. Дуб подстерегает множество опасностей (от кислотного дождя до Острозубой Пилы), но дети и животные старательно оберегают любимое дерево. Здесь актеры — дети, ученики студии с разными особенностями здоровья. Они играют в живом плане, используя марионетки и планшетных кукол. Один из основных принципов работы студии — стремление к наиболее органичному совпадению сценической задачи и возможностей актера. Если ребенку трудно запоминать большое количество текста и говорить на сцене, ему достанется бессловесная, но выразительная роль бабочки, а актер с аутизмом, испытывающий сложности с коммуникацией, играет внутри ростовой куклы-дуба.

Также 13 октября в формате круглого стола была проведена теоретическая часть курсов повышения квалификации «Многообразие форм работы театра с различными группами населения». Спикеры говорили об особенностях организации работы профессионального театра или студии с участием актеров с ОВЗ, о специфике спектаклей, выезжающих на дом к ребенку-инвалиду, о восприятии кукол детьми (что во внешности куклы притягивает внимание, а что может испугать) и о темах, которые могут оказаться близки и важны для особенных зрителей.

После завершения выступлений и обсуждений состоялся онлайн-просмотр спектакля «Чудо-зонтик» Актюбинского областного театра кукол «Алакай» (г. Актобе, Казахстан). Три сказочника показали нам волшебные сны про обитателей Солнца и Луны. Сценография спектакля настолько проста, что он тоже легко может выезжать на дом к особенному ребенку.


«Где прячутся сны». Фото — архив фестиваля.

А Чувашский государственный театр кукол в рамках круглого стола, посвященного социализации детей с ранним детским аутизмом, на площадке Республиканского реабилитационного центра для детей Минтруда Чувашии показал спектакль «Белая кошка». Актрисы Юлия Мельник и Алина Каликова работают в этом спектакле с перчаточными куклами, играя и женские, и мужские роли. Принц, которого старый король решил испытать перед коронацией, по заданию отца уходит искать собачку. Повстречав в пути белую кошку, принц становится ее другом, и кошка решает помочь принцу в поисках. Второе испытание короля они тоже проходят вместе: оказывается, что лучшая невеста, которую отец поручил принцу найти самостоятельно, — это и есть заколдованная белая кошка.

Спектакль Набережночелнинского государственного театра кукол «Сети Игранета», тоже приезжавший в реабилитационный центр к детям, рассказывает о Мишутке, который никак не хотел отходить от компьютера и заводить настоящих друзей. Поэтому он оказался внутри игры, в плену паука Игранета. Паук мечтает съесть Мишутку, но ему мешает лунный свет. Луна подсказывает Мишутке выход из ловушки, и он начинает помогать местным обитателям, но всякий раз, когда эпизод завершается, звери вдруг пропадают, а назидательный голос Луны напоминает Мишутке, что виртуальные друзья могут исчезнуть. Довольно странно слышать подобную идею со сцены в 2021-м, в эпоху закрытых границ и дистанционного обучения, когда дети, как правило, могут продолжать общение только с помощью Интернета. Да и требование полного отказа от того, что приносит радость, никогда не встретит у ребенка понимания и готовности к переменам. Но страхи взрослых перед игрозависимостью детей и возможность конструктивного диалога на эту тему — хороший повод для отдельной статьи.

Спектакль «Сказки из маминой сумки» московского театра «Домик Фанни Белл», целиком построенный на игре с бытовыми предметами (например, главные герои спектакля появляются из расчесок), как раз может показать ребенку альтернативное игровое взаимодействие с миром, никак не привязанное к виртуальной реальности. При этом в сюжете нет никакой специальной назидательности, это простая добрая история о жизни семьи ежиков в лесу. Но именно с помощью наивной сказки ребенку проще всего увидеть, сколько всего интересного скрывается в самых обычных предметах, окружающих нас, и как бывает весело включать фантазию самому, а не доверять эту задачу только компьютерной графике.

Международный образовательный фестиваль-форум для особенных зрителей «Одинаковыми быть нам необязательно» — это всегда активный поиск самых разнообразных форм театра, которые будут интересны каждому человеку, независимо от его особенностей. Площадки фестиваля — место встречи многих культур и людей с уникальным профессиональным и зрительским опытом. Обсуждения фестивальных спектаклей и круглые столы — это поле открытого и честного диалога о возможностях, задачах и путях развития театрального искусства для особенных зрителей. Я очень надеюсь, что фестиваль продолжит работу в течение многих театральных сезонов. А те идеи, которые дарят друг другу его участники, будут и дальше объединять людей, мечтающих подарить радость театра особенному зрителю.

Комментарии

Оставить комментарий