За и против течения
Пермская театральная компания «немхат», идейным вдохновителем которой является режиссер и продюсер Саша Шумилин, умеет удивлять.
В этом году в специальную программу «Маски плюс» фестиваля «Золотая маска» вошел их спектакль «Пока все дома» — дружеские посиделки для восьми зрителей и восьми перформеров. В апреле они проведут фестиваль «Резиденция» в чистой зоне пермского аэропорта. А последнюю свою премьеру — спектакль «Пермское море» — сыграли в бассейне СК «Олимпия».
Пермское море существовало почти триста миллионов лет назад. Пермское вымирание стало одним из пяти крупнейших в истории жизни на Земле: оно происходило и на суше, и в воде — ученые до сих пор спорят, какое из них наступило раньше.
В спектакле «немхата» к глубокой древности обращаются, чтоб поговорить о новейшем пермском периоде и депопуляции как проблеме нового массового вымирания регионов. Двадцать перформеров: десять на суше и десять в воде — это совсем молодые люди, студенты непрофильных пермских вузов.
Фото — немхат, официальная группа вконтакте.
Они располагаются друг напротив друга на тумбах-трамплинах. Одни — в купальниках, другие — в шортах и футболках-поло. Пловцы и тренеры. Они синхронно совершают незамысловатые физические движения. Перформеры-тренеры произносят монологи о том, почему они хотят остаться в Перми или уехать из нее, а их партнеры замирают в стойке — в полной готовности к прыжку. Принцип парной работы позволяет визуализировать отношения человека с самим собой: страхи, мечты, цели, желания — человек движется по заданной траектории, задыхается, отстает от других, перегоняет их, снова задыхается и снова движется по своей узкой, ограниченной разделителями дорожке. Шумилин, как и в «Пока все дома», работает здесь с границами личного и публичного. Перформер в воде — уязвимый, потому что полуобнаженный, потому что погружен в воду, — как внутреннее «я» перформера на суше.
Фото — немхат, официальная группа вконтакте.
На экране (визуал — Данил Михалев), расположенном над бассейном, загораются темы, на которые рассуждали участники спектакля. Зрители слышат запись их голосов в наушниках, смешанную с шумом воды и утрированно тяжелым дыханием пловцов. Звуковая партитура (саунд — Леон Целебровски, звукоинженер — Влад Рубинчик) создается здесь и сейчас: перформеры на воде подплывают к своим партнерам и дышат в микрофон — очень ASMRно.
Фото — немхат, официальная группа вконтакте.
Рассуждения молодых людей о себе, своем городе и своей жизни, ставшие документом для спектакля, не претендуют ни на уникальность, ни на героичность. Они, с одной стороны, примитивны, если смотреть на них с драматургической точки зрения, а с другой — универсальны, если применять их к жизненному опыту каждого в зале. Это дает возможность выстроить коммуникативное поле, если можно так сказать, пространство тихой коммуникации: здесь мы вместе думаем, а не говорим. В безопасном пространстве у перформеров появляется возможность реабилитировать свой чувственный опыт, не стремясь его приукрасить или сделать более интересным, а у зрителей — соотнести себя с ним и отрефлексировать собственный, погружаясь в медитативную атмосферу спектакля. Прямодушие и искренность становятся основными режиссерскими инструментами, позволяющими укрупнить человека, сделать его заметным, утвердить его ценность и значимость.
В финале пловцы все же сломают траекторию движения: потому что своего будущего не предугадать и, может быть, через десять лет мальчик-перформер увидит на своем тридцатилетнем лице не так уж много морщин, а девочка, мечтающая стать акушеркой, уже поможет появиться на свет нескольким десяткам детей. Главное, не бояться свернуть: куда бы ты ни плыл, в конечном итоге все равно приплываешь к себе.
Комментарии
Оставить комментарий