Автор

​Фрагменты любовной речи


На стену просторного зала на втором этаже музея-центра «Интеграция» (дверь с Тверской, что в центре Москвы, спрятана между магазинами) проецируются кадры старых диафильмов, рядом лежат детские игрушки. Несколько улыбающихся взрослых женщин подходят к зрителям и уводят их к расставленным каре стульчикам. На два часа линолеумный прямоугольник «сцены» становится для двенадцати участниц спектакля Андрея Афонина территорией откровенности — вербальной и телесной. По очереди, вступая друг с другом в «диалог», в финале хором, они рассказывают истории своей жизни: детские, деревенские, городские, любовные, наконец — родительские. Материнство — точка сборки, переворачивающая свидетельский массив драматичным образом.

У одной ребенок попал в реанимацию («рядом лежали такие же синие дети, никто не выжил из этой команды, кроме моей»), другая обнаружила, что «что-то не так»после сделанной в роддоме прививки, третья оставила маленького сына своим родителям и много работала — а когда навещала его, обнаруживала все большие странности в поведении. Еще одна взяла девочку из детдома: в лучезарном рассказе этой матери вообще ничего не сказано о болезни, разве что — о походах к психологу, которому она жалуется на то, что девочка рисует и делает только лошадок. Результатом всех этих случайностей или закономерностей оказываются диагноз и новая, сопряженная с множеством трудностей, жизнь матери с особенным ребенком. Ближе к концу звучит мысль о том, что жизнь — это не два берега, на одном из которых ты был до столкновения с диагнозом, а на другом оказался после. Весь жизнеутверждающий, хотя не педалируемый, пафос заключается в том, что берегов нет, есть течение.


Фото — архив театра.

Знаешь же с самого начала, что, каким бы ни было течение спокойным сначала, впереди — водоворот, от которого не увернуться. Взятые в хронологии «детство», «школа», «юность», «замужество» и «материнство» монологи сложены в лаконичную и разнообразную картину нетривиальных характеров. Фактура и поведение этих женщин выглядят так, что кажется, будто история жизни выгравировала на них редкие узоры. Элегантность характеров парадоксальным образом усиливается через ненарядность, босоногость, реальность женского тела, не привыкшего ни к балетному станку, ни к сцене. Сталкиваясь с полноценным присутствием живого человека на квадрате линолеума, мы испытываем огромное доверие и к рассказам.

Внутри спектакля у «свидетельниц» есть театральная рамка в виде двигающихся ширм, с помощью которых трансформируется пространство, платьиц, придуманных художницей, музыки, правда отчасти функциональной — как в рассказе одной из героинь о квартирнике Петра Мамонова. Но сила не в вынужденных (театр же) эффектах, а в том, что за пределами спектакля — большая и честная работа режиссера со своими «актрисами». Память хрупкая и изменчивая вещь, а тут — целый пазл из вспышек памяти, каждая из которых, как и бывает в хорошем док-театре, переносит нас в конкретный момент прошлого. Залогом этой телепортации оказывается точность рассказа — причем мы имеем дело с человеком, который рассказывает про походы в карстовые пещеры или опыты с дельтапланами двадцатилетней давности. Это именно что след от давнего события, проявляющийся сегодня. Воспроизводя свой же «текст», героини-свидетельницы сталкиваются с необходимостью припоминать снова радостный или печальный опыт и передавать зрителю чувство первой встречи с ним. Они не актрисы, значит, должны делать специальное усилие для того, чтобы уйти от машинальности. Это и есть всегдашняя тайна свидетельских спектаклей: как рассказать так, чтобы рассказ не был многократно отработанной мантрой.


Фото — архив театра.

По прустовскому течению жизни, складывающемуся из запахов и звуков, мы двигаемся к встрече, которая радикально изменит жизнь каждой из этих двенадцати женщин. Неизменным остаются сила духа, нежность и любовь к тому, кто без этой любви просто не выживет.

В ролях: Ирина Богомолова, Татьяна Ващина, Наталия Говердовская, Елена Горохова, Елена Деникаева, Марина Качалова, Жанна Крахина, Амелия Логинова, Ольга Матвеевичева, Ирина Осипова, Галина Сорокина, Анастасия Чиганова.

Спектакль создан при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Осознанное родительство».

Комментарии

Оставить комментарий