Автор

К Достоевскому

О духе места, древностях и Достоевском

Великий Новгород — место, завораживающее атмосферой древнего города. Новгородский кремль — «детинец», и почти на каждой улице — храмы, в том числе собор Святой Софии XI века с окутанным легендами голубем на кресте центрального купола (самый древний каменный храм в России), фрески Феофана Грека на стенах церкви Спаса Преображения… Удивительно, но этот небольшой белый храм, одиноко возвышающийся на Ильине улице, — единственное место в мире, где можно увидеть фрагменты монументальной живописи византийского мастера: здесь сохранились роспись купола с образом Христа Вседержителя, фрагменты традиционных литургических сюжетов в алтаре и часть росписи стен.

Именно в этом месте, недалеко от Великого Новгорода, в Старой Руссе, в течение нескольких лет проводил летние месяцы Федор Михайлович Достоевский с семьей. В XIX веке Старая Русса была известна как город-курорт, где отдыхали многие известные люди, в том числе и члены царской семьи. После смерти писателя его женой Анной Григорьевной в двухэтажном деревянном доме, ставшем единственной недвижимой собственностью Достоевского, был открыт музей. Кроме того, сейчас в десяти минутах ходьбы вдоль берега реки Перерытицы (теперь это Набережная Достоевского) есть еще один музей, посвященный роману «Братья Карамазовы». В этих двух небольших зданиях в 1992 году и зарождался театральный фестиваль Ф. М. Достоевского — как фестиваль камерных форм. Тогда показы проходили только в Старой Руссе — это были в основном литературные композиции и моноспектакли.

Фестиваль разных жанров

Сейчас фестиваль приобрел совсем другой размах и имеет статус международного. Показы проходят на нескольких площадках в Великом Новгороде и Старой Руссе, но его программа по-прежнему формируется исключительно из спектаклей по произведениям Достоевского. Каждый год в первой половине ноября (так, чтобы застать день рождения писателя — 11 ноября) сюда съезжаются театры России, стран Европы и Азии. Даже несмотря на пандемию, на фестиваль в этом году приехал Русский драматический театр Абхазии имени Ф. А. Искандера со спектаклем космического размаха «Игрок». Не смогли приехать театры из Армении, Финляндии, Германии, Польши, Латвии и Литвы, но, например, Италия присоединилась к фестивалю в онлайн-формате: два спектакля театральных коллективов из Флоренции — «Белые ночи» Центра интернационального театра и «Подземка» «Inrerazioni Elementari» (онлайн-спектакль по мотивам «Записок из подполья») — шли в открытом доступе для всех желающих.

В этом году на фестивале были представлены самые разные направления современного театра: от перформанса «Архивариус» с элементами буто и живой музыкой от участников группы «АукцЫон», в котором звучали фрагменты из «Бесов», до воплощенного в пластическом рисунке «Преступления и наказания» Свободного театра современного танца из Перми (спектакль «Нешкольная программа»). Конечно, были в афише и спектакли вполне традиционные — например, две постановки романа «Идиот», Пермского театра «У Моста» и Белгородского драматического театра имени М. Щепкина. Спектакли, в основу которых легли первые главы романа, оказались совсем не похожими друг на друга как по актерскому существованию, так и по смысловому посылу.

Разнообразие спектаклей объясняется и тем, что театры выбирают самые разные произведения Достоевского — от его ранних повестей до больших романов «Великого пятикнижия». Свою версию повести «Дядюшкин сон» привез Московский академический театр имени В. Маяковского с Ольгой Прокофьевой в роли Марьи Александровны. Настоящий спектакль-праздник в постановке Екатерины Гранитовой с почти парадными костюмами выигрывает и за счет не менее богатой актерской игры. В роли дочери Москалевой, Зины, — Полина Лазарева, а князя, напомаженного и похожего на ожившую куклу, играет заслуженный артист России Игорь Марычев. В спектакле принимает участие инструментальное трио, на авансцене дамами города Мордасова разыгрывается отдельный спектакль вокруг живописно расставленных арф. Наверное, из-за яркости и праздничности именно этот спектакль и сыграли в день рождения Достоевского — 11 ноября.


«Белые ночи». Владимирский театр кукол.

Впервые на фестивале был представлен кукольный спектакль — «Белые ночи» Владимирского театра кукол. Постановка по этой сентиментальной повести Достоевского, с одной стороны, решена режиссером Мариной Протасовой как прочтение и иллюстрация книги, а с другой — как современная история. Для этого протянуты нити в нынешний день: действие начинается в книжном магазине Петербурга, где встречаются два незнакомых человека и оказываются на какое-то время объединены чтением одной книги. Образ города в спектакле воплощен с помощью мультимедийных средств, которые придали динамики действию, —скульптуры и кариатиды, украшающие дома города, оживают и приветствуют Мечтателя, идущего по набережной Невы. В этом воплощается и представление о Петербурге фантастическом, вступающем в непосредственный контакт с героями (художник-постановщик Наталья Крутова). Надо отметить, что «Белые ночи» — сложно устроенный спектакль, в нем звучит текст, который может восприниматься как отдельный аудиоспектакль, есть игра артистов в живом плане (современные герои, встретившиеся в книжном магазине) и работа с марионетками и планшетными куклами.

При этом находится место не только сентиментальным размышлениям, но и юмору. Колоритный персонаж — бабушка Настеньки, по любому поводу комично приговаривающая на разные лады «наказанье-наказанье». С куклой работает Елена Сухарева, а текст читает Елена Тюрина (она же управляет куклой Настеньки и оказывается продавцом в книжном магазине). Этот спектакль — не столько история любви, сколько размышление о тонкости и хрупкости человеческих отношений, чуткости и взаимопонимании. Спектакль показывает редкую ипостась Достоевского — автора, рассматривающего не только бесов, но и ангелов в наших душах.

Одержимость главным вопросом

Открывался фестиваль спектаклем «Братья Карамазовы» Небольшого драматического театра. Спектакль был создан на актерском курсе Льва Эренбурга в РГИСИ (выпуск 2017 года) и вошел в репертуар театра. Этюдный метод, которым рождался спектакль, и возможность актерской импровизации позволили сохранить энергию «молодого» спектакля. Он состоит из эпизодов, разворачивающихся на помосте вокруг высокого деревянного столба, который становится местом и суда, и покаяния. По этому столбу карабкается Алеша, ощущая в себе наплыв темных помыслов, у столба же каждый из героев восклицает: «Креста хочу!» В такой, казалось бы, скупой сценографии особую роль играют детали и работа актеров с предметами, которые приобретают символическое значение. Вспомнить хотя бы сцены с шарфом Ивана, который его брат Павел Смердяков (Дмитрий Честнов) за распустившуюся нитку тянет на себя, потом хочет его довязать и в конце концов решает на нем повеситься… Комическое сменяется страшным так быстро, что порой не успеваешь зафиксировать ощущения.

Игра артистов в спектакле натуралистична порой до отвращения. Роль отца, Федора Павловича Карамазова, исполняет актер НДТ и педагог курса Константин Шелестун. Он кажется диким зверем, выпустившим своих бесов на волю. Необычно решение образов братьев в спектакле. Алеша (Михаил Тараканов) — вовсе не смиренный одухотворенный юноша, каким его чаще привыкли представлять, а атлетически сложенный, полный жизненных сил молодой человек, отличающийся прямотой и искренностью и стремящийся своих «бесов» побороть. Несмотря на срочные вводы в спектакль накануне фестиваля, философствующий, теоретизирующий Иван (Даниил Шигапов) и порывистый Митя (Александр Белоусов) были в равной степени убедительны.


Д. Шигапов и Д. Честнов в сцене из спектакля «Братья Карамазовы». Небольшой драматический театр.

Главной темой спектакля стала одержимость бесами — внутренними страстями, искушениями, которые преследуют каждого. Но среди этой мучительной борьбы главным остался поиск ответа на главный вопрос: как жить в мире, полном несправедливости? «Я мира божьего не принимаю», — с остервенением отвечает Иван на вопрос о Боге. Кажется, что Бога в происходящем совсем нет, как нет на сцене и старца Зосимы, о котором мы узнаем только из разговоров. При этом одержимость, с которой хотят дойти до самой сути братья, овладевает всеми, но им вовсе «не чудес нужно, а справедливости». В финале все они предстают перед зрителями младенцами — как знак возвращения к началу, к себе только родившемуся, через что, наверное, и возможно принятие себя настоящего.

Тема одержимости и поиска ответов на вопросы продолжилась в спектакле «Игрок» Русского драматического театра Абхазии. Режиссер Антон Киселюс поставил этот текст как историю о поиске выхода из душевного тупика. Бытовые ситуации выносятся в космическое измерение и приобретают вневременное звучание. Кипят здесь уже совсем не человеческие страсти, а игра судьбами затмевает игру на рулетке. Мощное сочетание лаконичного темного пространства, которое прорезано лучами света прожекторов, с текстом Достоевского и «Реквиемом» Моцарта в живом исполнении хора дает сильнейший эффект, распространяющийся на весь зрительный зал. Показ, состоявшийся в рамках фестиваля в Великом Новгороде, стал премьерным и уникальным. Вместо хоровой капеллы Абхазии, которая не смогла поехать на фестиваль, в спектакле принял участие концертный хор Санкт-Петербурга под руководством заслуженного артиста РФ Владимира Беглецова.


«Игрок». Русский драматический театр Абхазии.

С первого появления на сцене Алексей Иванович (Гурам Квициния), приезжающий в Рулетенбург вслед за семьей отставного генерала, к детям которого приставлен в качестве учителя, производит впечатление человека, охваченного каким-то неясным беспокойством. То, как он рассматривает свои руки в луче света (цвет которого в течение действия меняется от почти белого до синего и зеленоватого) и как лихорадочно блестят его глаза и изменяется лицо, пока он говорит, уже кажется предвестием будущей одержимости. «Другое управляет мною», — произносит он, и это «другое» физически ощущается на протяжении всего спектакля, когда каждую минуту возможна перемена судьбы. Сцены рулетки решены пластически, и в этом хаотическом круговом движении запечатлена роковая случайность, которая нарушает устоявшийся ход жизни человека. С появлением на сцене властной и темпераментной «бабуленьки», женщины с характером, не лишенной азарта (заслуженная артистка Абхазии Наталия Папаскири), тревога нарастает и сосредотачивается вокруг нее. В финале на сцене появляется Алексей Иванович — уже опустошенный, физически перекошенный человек, которого судьба переломила так, что он вряд ли сможет выпрямиться, несмотря на повторяемые им слова о воскрешении, а хор медленно покидает сцену, спускаясь в зал под звуки траурной заупокойной мессы.

В городе братьев Карамазовых

Продолжилась программа показами спектаклей в Старой Руссе. Неспешность и тишина этого городка заставляют и тебя самого ненадолго замедлиться, любуясь осенними акварельными красками. И вдруг становится ясным, почему именно в доме в Старой Руссе Достоевским были написаны роман «Подросток», многие тексты «Дневника писателя» и бо́льшая часть «Братьев Карамазовых». Причем реалии старорусской жизни вошли в роман, и сегодня, прогуливаясь вдоль реки, можно увидеть дом Грушеньки на другом берегу (солидный для того времени) и представить, как по этим же улицам ходили Митя и Алеша Карамазовы… А в музее романа «Братья Карамазовы» воссоздана карта Старой Руссы семидесятых годов XIX века, и при желании по ней действительно можно проложить маршруты героев Достоевского.

В этом году здесь сыграли три спектакля: «Неэвклидовы параллели» театра «Комедианты» из Санкт-Петербурга (драма — поиск прощения по роману «Братья Карамазовы»), «НеШкольная программа» — физическая проекция романа «Преступление и наказание», которую представил Свободный театр современного танца (Пермь) в центре культуры «Русич», и «Нежный возраст, или Странная история моей любви». Этот спектакль по пьесе Клима театральной мастерской АСБ (Санкт-Петербург) — монолог-фантазия, исповедь, которую могла бы произнести Настасья Филипповна. В моноспектакле роль запутавшейся, в исступлении и почти горячечном бреду беседующей со зрителями женщины исполняет Наталья Свешникова. Режиссер Алексей Янковский не дает ей никаких способов укрыться от взглядов, она абсолютно беззащитна — поэтому чувства ее обострены, а движения напряжены. Настасья Филипповна в этом моноспектакле — не совсем героиня романа, но актриса по своей сути, которая снова и снова обнажает душу в исповеди, рассказывая зрителям про свои сны как про случившееся наяву. Так авторами спектакля исследуется сущность женщины через ее страдания и взгляд на события, преломляющийся в болезненном восприятии. Спектакль — не только о любви и смерти, взаимоотношениях с отцом и матерью, но и размышление о природе театра, в котором «зритель смотрит в зеркало, в которое смотрят актеры».

Три версии «Идиота»

В спектакле «Идиот. Финал» Камерного драматического театра «Левендаль» (Санкт-Петербург) в постановке Искандера Сакаева ближе к финалу тоже звучит текст из пьесы Клима. В центре — конфликт между князем Мышкиным (Денис Авхаренко) и Парфеном Рогожиным (Ранис Ахметгареев), а вокруг него существуют три ипостаси Настасьи Филипповны (Анастасия Воронина, Ксения Байдураева и Анна Бухарская). Режиссер взял за основу последние главы романа, и зритель с самого начала попадает в швейцарскую клинику (в шумовой партитуре спектакля отчетливо слышны неприятные постукивания и звон металлических и стеклянных предметов), где князя Мышкина, сидящего в больничном кресле с пустым взглядом, обращенным внутрь себя, катает Парфен Рогожин. В скупых декорациях разворачиваются психологические поединки и душевные драмы, доходящие порой до крика и физической боли.


«Идиот. Финал». Камерный драматический театр «Левендаль».

Внутренний мир персонажей транслируется яркими мазками, широкими и резкими жестами, говорящими деталями. Три Настасьи Филипповны — гордая красавица в черном платье, стремящаяся показаться старше, почти девочка с наивным лицом (в девчачьем красном платьице, она тем не менее оказывается на самом деле средоточием страсти) и спокойная женщина в белом платье до пят, долгое время сидящая спиной к зрителям, пока вокруг бушуют страсти… Действие движется вспять, воссоздаются встречи и разговоры, отдельные сцены проигрываются заново, вновь и вновь повторяясь, но звуча по-другому — в зависимости от того, какая сторона личности предстала перед нами. Этот прием, вслед за Юрием Бутусовым нередко используемый сегодня режиссерами, работает на общий замысел спектакля как размышление о вариативности жизни. Но как напоминание о фатальной неизбежности звучит снова и снова: «Жил на свете рыцарь бедный…», не оставляя вариантов для финального исхода, он в любом случае трагичен — несмотря на то что в конце Мышкин и Рогожин меняются местами (и судьбами?).

«Идиот» Сергея Федотова в Пермском театре «У Моста» предлагает подробное рассматривание персонажей романа, вглядывание в них. Князь Мышкин (Сергей Мельников) здесь — явно больной человек, и не то чтобы не от мира сего, но как будто чем-то изнутри ушибленный. Его тонкая слабая фигура, наклоненная голова, неуверенный голос производят отталкивающее впечатление — впрочем, так же, как и другие персонажи: темное начало присутствует во всех героях. Совсем не привлекательная Настасья Филипповна, одержимая сиюминутными идеями (Милена Хмылова), вызывает не сочувствие и не восхищение, но непонимание — почему она оказывается так важна для Рогожина (Владимир Ильин) и тем более для Мышкина. В этом спектакле перед нами проходит мир одержимых (каждый своим), поэтому кажется вполне оправданным придуманный режиссером жанр представления — «наваждение».


«Идиот». Пермский театр «У Моста»

«Идиот» Белгородского драматического театра имени М. С. Щепкина в постановке народного артиста России Семена Спивака по настроению иной — спокойный, гармоничный, излучающий свет и тепло. И вся постановка — выверенная и аккуратная, словно резная шкатулка, в которой нет никаких роковых изъянов. Сестры Епанчины — Аглая, Александра и Аделаида в белых платьях с тонкой кружевной отделкой (Наталья Чувашова, Нина Кранцевич и Оксана Катанская) — воплощение женственности, красоты и благородства. А князь Мышкин — простой недалекий человек, как будто действительно по своей наивности не понимающий разворачивающейся вокруг него драмы. Илья Васильев играет его неловким, смущающимся и светлым — без надломленности. Настасья Филипповна в исполнении Вероники Васильевой — красива, неприступна, своенравна, но тоже без какой-то душевной тайны и боли. В этом спектакле, кажется, вообще нет ничего таинственного и противоречивого — «один день из жизни князя Мышкина» оказывается картиной жизни одной семьи, спокойствие которой ненадолго нарушило появление странного гостя из-за границы. Может быть, в спектакле не хватает внутренней борьбы и страстей, которые обычно присущи героям Достоевского, но при этом в актерской игре есть много психологических подробностей, в которые интересно всматриваться и вслушиваться.


«Идиот». Белгородский драматический театр имени М. С. Щепкина.

Творчество Достоевского представлено на фестивале в Великом Новгороде и Старой Руссе объемно. Разные его грани отражаются в спектаклях, которые порой спорят друг с другом или вступают в диалог, но главное — заставляют снова и снова задавать вопросы самому себе и сомневаться в собственных представлениях о текстах Достоевского. Через такие разные спектакли на фестивале происходит исследование внутреннего мира человека и поиск ответа на вопрос, почему Достоевский близок сегодня нам и близок по духу артистам и режиссерам по всему миру. И поэтому важно, что на фестивале нет лауреатов — как, в самом деле, можно сравнивать спектакли большой формы, перформанс и кукольное представление? Но каждый коллектив-участник увозит домой памятную статуэтку: художник-скульптор Вячеслав Смирнов создает уникальные фигурки, вызывающие ассоциации с персонажами Достоевского, и ни одна из них не повторяется.

В следующем году фестиваль состоится в юбилейный, двадцать пятый раз. Но главное — в ноябре 2021 года исполнится двести лет со дня рождения Ф. М. Достоевского, поэтому к будущему фестивалю начинают подготовку уже сейчас. Планируется, что фестивальная программа будет еще обширнее географически и сохранит свое жанровое и стилевое разнообразие.

Комментарии

Оставить комментарий