«Игра в города». «Г» — Губаха
Расстояние по трассе от Перми — 204 км, население — 19 109 человек.
До Губахи добраться не так-то просто. Сначала самолётом или поездом до Перми, а затем ещё четыре часа на машине. От Чусового дорога идёт круто вверх, напоминая, что где-то здесь начинаются Уральские горы. И вправду, город расположен на склоне горы Крестовая (427 м над уровнем моря), где окружён лесами и горочками поменьше. Где-то неподалёку змеится речка Косьва, а на горизонте видна дымящая труба Коксохима, довершающая пейзаж. Город возник как объединение шахтёрских посёлков и производств, перерабатывающих уголь. Рассказывают, что ещё в пятидесятых годах прошлого века снег в Губахе был чёрным. Как напоминание о том времени, стоит заброшенный посёлок Верхняя Губаха, называемый «городом-призраком». В девяностые годы шахты были закрыты. Сегодняшняя Губаха – это городок типовой малоэтажной застройки, вмещающий 19 тысяч жителей, большинство из которых работают на химическом предприятии «Метафракс». Но это и горнолыжный центр, и место, облюбованное туристами (знаменитый Каменный город) и кинематографистами (здесь снимали «Сердце Пармы»). Но для меня Губаха – это, прежде всего, театр. Театр, который построила Любовь Фёдоровна Зайцева – его бессменный вдохновитель, организатор и художественный лидер. Из молодёжной студии она вырастила коллектив, который 10 лет назад получил статус муниципального бюджетного учреждения культуры, а в придачу здание -постройки 1958 года. Сейчас о театре знают не только в Пермском крае, но и за его пределами. В нынешнем году студия-театр «Доминанта» стала участником офф-программы фестиваля «Арлекин», со спектаклем «Мама, мне оторвало руку» по пьесе Маши Канторович. И это название не случайно. У театра абсолютный слух на современные тексты. Конечно, в первую очередь это молодёжная и детская литература. Поэтому логично появление на этой сцене «Мучных младенцев» Энн Файн и «Волны» Тода Штрассера, «Горки» Житковского, сказок о Простодурсене Руне Белсвик и так далее. Молодой (в основном) состав театра имеет нерв, взрывчатость и своё чувство правды. Они умеют разговаривать с подростками и совсем маленькими детьми, осваивая для этого разные пространства, придумывая «бродилки» или тихое общение глаза в глаза. У коллектива есть какая-то генетическая память, которая не даёт ему солгать в спектаклях, воспроизводящих быт и события прошлого. Конечно, приходится считаться и с «массовым» зрителем, и придумывать различные просветительские акции. Театр здесь выполняет функцию культурного центра, и без него не обходится никакое важное городское действо. Как у всякого живого организма, у «Доминанты» были разные периоды. Трудности связаны, прежде всего, с оттоком кадров. Нередко молодые, с любовью выращенные ребята (при театре есть студия) уезжают учиться в столичные ВУЗы и уже не возвращаются. Поэтому, основная подпитка театра – это студия. Труппа имеет постоянный актёрский состав и некоторое количество приглашённых исполнителей – из Перми, и даже из Москвы. Приезжает и молодая режиссура. Несколько лет назад в театре родилась идея Ландшафтного фестиваля, которая получила поддержку краевых и местных властей. С тех пор всероссийский фестиваль «Тайны горы Крестовой» традиционно проводится (в основном, силами театра «Доминанта») в летней Губахе и её окрестностях – «городе-призраке», Широковском водохранилище, Чёртовом городище. А начинается он традиционно на горе Крестовой, выступлением какого-нибудь известного пермского коллектива – скажем, Театра оперы и балета им. Чайковского или Театра-Театра (в прошлом году был показан мюзикл «Иисус Христос суперзвезда»). На грандиозное театральное зрелище, совершающееся на закате, собираются почти все жители города. А потом можно будет бродить по различным ландшафтам, где театр аккумулирует энергетику места и переплавляет её в особую художественную реальность. В Губахе ещё достаточно атмосферных мест, не освоенных театрами. Всем хватит.
Комментарии
Оставить комментарий