Игра в города «И» — Ижевск
Расстояние от Москвы по трассе 1193 км. Численность населения — 648 000 человек.
Ижевск, столица Республики Удмуртия и город оружейников, знаменит оборонным и машиностроительным производствами.
В Ижевске находятся завод Ижсталь, компания «Калашников», крупнейший производитель стрелкового оружия и военной техники, и отделение отечественного автопрома, в конце девяностых выпускавшее многострадальный «Иж» (очень я намучилась в те времена с этой машиной).
Скульптурные композиции, сложные комбинации из болтов, гаек и арматуры, выстроившиеся на красивой набережной Ижевского пруда, — сплошь из стали. А стеклянная емкость водки «Kalashnikov» выполнена в виде одноименного автомата.
Говорят, даже знаменитая двухметровая скульптура Крокодила в цилиндре и галстуке-бабочке, непринужденно присевшего на одну из скамеек на углу улиц Советской и Коммунаров, — и та посвящена оружейникам. Типа крокодилами когда-то дразнили ижевских оружейных мастеров, так называемых кафтанщиков, элиту города. В царское время здесь существовала традиция награждать лучших оружейников длинными, до пят, расшитыми золотом зелеными кафтанами и цилиндрами. Правда про оружейников или нет, но в поджаром Крокодиле есть какой-то неуловимый уголовно-авантюрный лоск.
Коренное население этого края, финно-угорский народ, раньше называлось вотяками. Но современные удмурты считают это слово унизительным: слишком много колониальных коннотаций, связанных с христианизацией этих земель в XVI–XVIII веках, оно несет. Сегодня вотяки-удмурты составляют в Ижевске всего 14% населения и именно поэтому узнаваемы фенотипически, особенно удмуртские женщины.
Русский театр драмы в Ижевске — в общем-то директорский театр. В нем случаются удачные приглашения режиссеров. Театр дважды выезжал на «Золотую маску» с «Маленькими трагедиями» и «Королем Лиром» Петра Шерешевского. В нем ставят Денис Хуснияров, Константин Солдатов, Владимир Золотарь, Яков Ломкин. А зрители, как и везде, отдают предпочтение ярким костюмным спектаклям.
В Национальном театре на национальном языке играют удмуртский фольклор про могучих богатырей, «Лёху» Юлии Поспеловой, «Веселого Роджера», которого режиссер Глазовского театра «Парафраз» Дамир Салимзянов написал чуть ли еще не когда учился в школе (последние двадцать лет эта пьеса исправно шествует по театрам регионов), а также многочисленные комедии неизвестных мне авторов.
Не ставят здесь только Валерия Шергина — пожалуй, главного сегодня удмуртского пьесописателя («Колбаса. Фрагменты», «Концлагеристы», «Шлюхи не огонь»), уроженца Сарапула. Слишком остер на язык и явно не расположен восхвалять сокровища удмуртской земли.
Зато «Колбаса. Фрагменты» стала тем самым спектаклем, который прославил, наверное, самый интересный непрофессиональный театр России новейшего времени. Инге и Павел Зорины основали «Le Partisans» в 2005-м и первыми в Ижевске стали работать в технике вербатим. Играют в нем увлеченные современным театром студенты, юристы, дизайнеры, журналисты…
В «Колбасе. Фрагментах» действие происходит на деревенской свадьбе, а едва ли не главным героем оказывается приготовленный «на заклание» поросенок. В спектакле очень сильно обрядовое начало. А в пьесе Шергина чувствуется какой-то очень древний автохтонный замес. Здесь дышат удмуртские почва и земля.
Из относительно недавних премьер «Le Partisans» — «Удмуртская история преступлений», сделанная на материале местных криминальных сводок, по форме — почти концерт с рэперскими речитативами и видеомэппингом.
Также Инге и Павла часто можно увидеть в сентябре на фестивале «Любимовка», где оба присутствуют в качестве отборщиков, а Павел еще и в качестве режиссера читок.
Комментарии
Оставить комментарий