Автор

Игра в города. «М» — Магнитогорск.

Расстояние от Челябинска по трассе 309 км. Численность населения 413 000 человек.

Магнитогорск — последний новый для меня город, в котором я побывала осенью 2020-го.

И в принципе все, что я сейчас знаю и могу рассказать про Магнитогорск, я знаю благодаря ребятам из Театра talk, устроившим мне большую обзорную экскурсию, в которой переплелись их личные впечатления и официальные данные.

Итак, собираясь в Магнитогорск (по программе СТД, командирующего критиков в театры регионов согласно выигранным театрами грантам), я и не подозревала, что этот город на Урале — большой промышленный стотысячник со своим аэропортом.

Хотя добывать железную руду в этих местах начали еще в середине XVIII века, подобно множеству других городов Урала, Магнитогорск у подножия горы Магнитной (названной по запасам) возник вокруг металлургического комбината, строительство которого началось в 1929 году. Тогда же провели железную дорогу.

Этот факт во многом определил и лицо города. Он разбит на две части. Жилая и административная вытянулась вдоль берега Урала-Яика. Заводская, промышленная, где когда-то начинался город, — на другом берегу. С высокого насыпного холма, где видно, как стелется над рекой дым заводских труб и на одной из башен зловеще, «оком Саурона», то и дело вспыхивает огонь.

На том берегу не была, но артисты говорят, что старые промышленные корпуса выглядят очень живописно.

Жилые районы города, в том числе центр, вызывают ассоциации с целым рядом крупных промышленных столиц регионов, где раньше довелось побывать: что-то с Ижевском, что-то с Новокузнецком, что-то с Челябинском. Центр города пятидесятых годов застройки и вовсе переносит домой, в район Нарвской и Кировского завода. Есть уютный двух-трехэтажный квартал, буквально как у нас в районе метро «Елизаровская», так называемый Соцгород — первый квартал Магнитогорска, построенный немецкими архитекторами. Множественность архитектурных дежавю помогает не почувствовать себя заброшенной куда-то за тысячи километров от родного дома.

Про памятники. На берегу Яика выразительная скульптурная композиция: воин и рабочий, вздымающие над головой меч. Рабочий смотрит на восток, в сторону заводской части города, на другой берег реки. Воин — на запад, откуда пришли враги. Это памятник призван увековечить военно-промышленный подвиг Магнитогорска. В годы войны Магнитогорский металлургический комбинат выпускал львиную дозу броневой стали и снарядного металла.

На главной улице Ленина памятник комсомольцам-добровольцам — строителям Магнитки на постаменте из огнеупорного кирпича. Это памятник официальный. Но есть еще и полуофициальный, так называемая Первая палатка, посвященная тому, в каких действительно ужасающих условиях приходилось жить металлургам и строителям-первопроходцам. Он очень шестидесятнический, романтический по духу, по периметру постамента — стихи поэта Бориса Ручьева.

Но если вернуться в центр, то рядом с памятником комсомольцам-добровольцам есть еще одна достопримечательность — культовая кондитерская «Лакомка» на улице Чапаева, работающая чуть ли не с пятидесятых годов. Пирожные по двадцать рублей вам завернут в узнаваемую толстую бумагу, на шорох которой отзовутся все фибры души человека, взрослевшего в восьмидесятые. В витрине, мммм, ретротортики с нагромождением розочек из масляного крема.

Театров в Магнитогорске несколько: Оперы и балета, Магнитогорский драматический театр имени Пушкина, театр куклы и актера «Буратино».

Про магнитогорскую Драму мое поколение услышало в 2000-е, когда Лев Эренбург с художником Алексеем Вотяковым поставил здесь свою легендарную «Грозу». Она все еще в репертуаре. А Вотяков продолжает оформлять и даже ставить спектакли. Из сравнительно недавних премьер отмечу «Повести Белкина» Тимура Насирова, поставленные обаятельно, так, как обычно ставит Тимур Пушкина, — с иронией, через личное актерское отношение к тексту, героям, материалу.

Но в Магнитогорск я приехала, как уже сказала раньше, смотреть спектакли независимого Театра talk. Получив расписание показов, сначала струхнула. Кого не испугает литературно-музыкальная композиция по рассказам Надежды Тэффи? Однако оказалось, что спектакль «Нежная. Лекция» — это зажигательный стендап актрисы Александры Кохан, а сама она работает вроде Фиби Уоллер-Бридж во «Флибэг». Да и Театр talk во главе с его энергичной директором-продюсером-администратором Дарьей Меньщиковой — классный пример независимого предприятия и пока что единственный социально ориентированный проект в Магнитогорске. Плюс они используют приемы, хорошо включающие зрителей в диалог о маргинальных (для Магнитогорска) представителях разных социальных групп.

Ребята все делают сами, продюсируют, придумывают, сочиняют спектакли.

И очень мне понравился у них спектакль «В тени», для которого артисты сами искали доноров, общались и взаимодействовали с ними. Пусть даже представителя трансгендерной идентичности не нашлось в Магнитогорске и актер Данила Сачков общался со своим героем из Твери по скайпу.

Комментарии

Оставить комментарий