Автор

Игра в города. «П» — Псков


Расстояние от Петербурга — 261 км. Население — 210 000 человек.

Есть живучий предрассудок, что если город стоит недалеко от мегаполиса, то мегаполис неизбежно будет оттягивать все его творческие силы. Другой предрассудок, что, если у города есть «история», «традиции» и какая-нибудь старинная крепость по центру, в нем по факту ничего современного быть не может. Как будто в нем продолжается бесконечное Средневековье, в котором «выделяться» как-то неловко.

Однако надо понимать, что искусство и театр делают люди. И если у этих людей есть воля к переменам, то и в городе что-то будет происходить.

В старинном Пскове, где за заборами «Охраняется государством» тихо и безнадежно ветшают «заброшки», толстостенные белокаменные палаты XVII века, —два театра. Драматический и кукольный. Про кукольный сказать, простите, нечего. Остановимся на Псковском театре драмы имени А. С. Пушкина.

С 1975 года и более тридцати (с перерывами) лет театр возглавлял Вадим Радун, возможно, первый и единственный в Советском Союзе режиссер-ландшафтник, который создал репертуарный театр под открытым небом «Карусель», который играл спектакли в городах-крепостях Старой Ладоге, Пскове, Новгороде.

Но мое знакомство с Псковом началось в 2009-м, когда я впервые попала на Пушкинский фестиваль, в то время возглавляемый режиссером-пушкинистом Владимиром Рецептером. В литературном репертуаре царило почтение к классикам. Кроме показов спектаклей, здесь ломали копья ученые мужи — по поводу того, как правильно и неправильно ставить Пушкина. Было здорово побывать в феврале в заснеженных Пушкинских Горах, постоять на литии. В этом был элемент священнослужения, отречения от мирского. В промерзлом пансионате на территории Пушгор можно было почувствовать себя Александром Сергеевичем в изгнании (экскурсоводы говорят, что усадьба в Михайловском была не приспособлена для жизни настолько, что в углы комнат зимой наметал снег).

Перемены начались в середине 2010-х, когда театр возглавил Василий Сенин. Театр содрогнулся во всех смыслах, состоялась реконструкция здания. Но отношения не сложились, и этот период в театре вспоминать не любят. Мы же вспомним, потому что застой в театре все-таки был.

За кровавым Термидором обычно идет Реставрация. Но только не в Пскове. Теперь здесь делают сложный авторский театр.

Сегодня театр в Пскове — проектный театр. Андрей Пронин, его арт-директор отчаянно коллекционирует лучшие режиссерские и актерские силы. Актеры едут сюда даже из Новосибирска и с Сахалина. Удивительно, но Пскову пришлась по вкусу даже режиссура Сергея Чехова. «Потудань», совсем герметичный спектакль, в котором голос Платонова пробивается сквозь дырявое рубище старческой деменции, вошел в конкурсный лист «Золотой маски» в 2018 году. А следом и «Ревизор» Петра Шерешевского, в котором чиновники заглядывают в сосущую пустоту власти, олицетворяемую Хлестаков.

Пушкинский фестиваль стал более «светским», здесь больше не держатся за букву текста: можно увидеть спектакли хоть Дмитрия Крымова, хоть Бориса Павловича, можно попасть на довлатовский променад Талгата Баталова в Пушкинских Горах.

В псковской прессе по-прежнему появляется хрестоматийное «испоганили» и «надругались», кто-нибудь опять пишет: «В Псковском театре снова показали голую жопу», но, как говорится, есть и другие мнения.

В 2021-м грядут и новые перемены. После писем Александру Калягину и переговоров с Валерием Фокиным Псковская драма вот-вот перестанет быть частью областного театрально-зрелищного предприятия, куда входят филармония и куклы, и вместе с Александринкой образует Первый Национальный театр России. Псковские сепаратисты эту реформу не приветствуют. Но изнутри театра мнение совсем другое. И этому есть исчерпывающее объяснение — скудные зарплаты оснащенной и дерзкой труппы театра драмы.

Комментарии

Оставить комментарий