Автор

​«Игра в города». «Р» — Ростов-на-Дону


Численность населения — 1 139 000 человек.

Не знаю другого города с такой мощной витальностью. Громкий, солнечный, щедрый и опасный, он и притягивает, и отталкивает. И здесь очень быстро начинаешь понимать, откуда взялась формула «Ростов-папа». Идешь себе по улице, останавливаешься шнурок завязать. А какие-то сидящие на кортах потомки уркаганов игриво: «Девушка, шнурок развязался? Поможем?» Ну уж нет, думаешь — и ускоряешь шаг. Вообще люди здесь как-то очень пристально и беззастенчиво вглядываются в лица. Словно опознавая сразу и проверяя на прочность чужаков.

В Ростове лучше всего побывать в мае или сентябре, когда уже не так жарко, дойти до Центрального рынка по улице Станиславского со стихийно возникшими тут и там блошиными рынками, где с расстеленных на дырявом асфальте газеток таращат глаза старые куклы, и окунуться в буйство цветов и запахов. Здесь сумасшедше огромные лещи какого-то юрского, судя по всему, периода и связки тарани, горы специй и трав, арбузы и россыпи тыкв самых разных цветов, форм и размеров. А веселые торговки обязательно дадут тебе все попробовать и разузнают, кто ты и откуда.

Любителям острых ощущений можно посоветовать прогуляться (но лучше не одному) в район бывшей Говнярки, одного из самых криминализованных районов города, выгоревшего, как говорят, в результате поджога по заказу девелоперской компании, в 2017 году. Просто спуститесь немного к Дону от центральной улицы Большой Садовой — не пройдет и пяти минут, как вы окажетесь среди выгоревших, заросших лопухами заброшек, которые перемежаются роскошными особняками за неприступными заборами.

Целых семь лет местом силы Ростова был независимый театр «18+». Для тех, кто сюда приходил, театр на Макаронке Юрия Муравицкого и Германа Грекова был чем-то большим, чем театр. Здесь можно было почувствовать себя свободным от всех тех шаблонов «правильного» и «неправильного» социального поведения, какими славится российский юг. И больше нигде, кроме как на «Ханане» Юрия Муравицкого, я не встречала таких экспрессивно-отзывчивых зрителей, которые подбадривали героев из зала.

Театр перестал существовать в июне 2020-го во время первого локдауна, не получив финансовой поддержки от государства и региона. И это отражает характерную для аграрного юга России индифферентность к искусству. Жизнь здесь настолько театральна сама по себе, что вроде как не до него.

Но все государственные театры Ростова каждый на своем месте: музыкальный, драматический, кукольный и молодежный. Нельзя (да и не получится) пропустить здание Ростовской драмы имени Горького — гигантское, в форме гусеничного трактора, объединившее черты сталинского ампира и конструктивизма (архитекторы Щуко и Гельфрейх), с залом на две тысячи двести мест. Если вы любите Михаила Шолохова, костюмную «классику» и эпический стиль — вам сюда.

Молодежный театр, который возглавляет Михаил Заец, более мобилен. Кроме спектаклей самого Заеца здесь можно увидеть постановки Александра Баргмана, Николая Русского, Павла Зобнина, Алексея Логачева. Также театр проводит свой собственный фестиваль для детей и молодежи, на который приезжают самые разные, но всегда миниатюрные спектакли из России и Европы.

Комментарии

Оставить комментарий