Автор

Игра в города. «У» — Уфа

Численность населения – 1 миллион 128 тысяч человек.

Я очень плохо знаю Уфу.

Была в ней два раза, один раз коротко, жила в отеле Театра Гафури и сразу заблудилась: вместо центра ушла на старое мусульманское кладбище. Второй раз неделю работала в жюри на фестивале «Туганлык», и опять было не до тщательного осмотра достопримечательностей.

Наверное, чтобы как-то с лету почувствовать Башкортостан, впитать его моментальный образ, надо выйти на набережную, откуда сверху открывается мечтательный вид на пойму реки Белой и железнодорожный мост через нее вдалеке.

Холмы зеленеют, пространство безгранично, и начинаешь что-то понимать про дух свободолюбивых кочевников.

На набережной воздел руку с камчой всадник на могучем коне — Салават Юлаев. В высоту вместе с постаментом этот памятник составляет 22 метра. При весе 40 тонн он стоит только на трех опорах. Как мы понимаем, с главным памятником столицы связаны свои традиции: на Пасху местная молодежь взбирается на постамент и раскрашивает гениталии коня.

Салават Юлаев, которого мы в восьмидесятые знали исключительно по учебникам русской истории как сподвижника Пугачева и борца с царизмом, сегодня живой национальный символ республики. Восстание захватило множество поволжских народов, и сегодня о нем можно говорить не столько как о «крестьянском», как о национальном. Башкиры в XVIII веке были скотоводами-кочевниками, и можно сказать, что Юлаев боролся с промышленной колонизацией своей родины.

Почему-то запомнилось, как во время фестиваля «Туганлык» мы с театральным критиком Ниязом Игламовым сидели в мастерской художника Альберта Нестерова, и Нияз прочитал нам практически лекцию об этом аспекте восстания.

Впрочем, современная Уфа с ее историческим центром, уютными дворами и узкими, утопающими в зелени, улочками выглядит очень мирно и вообще производит впечатление города более чем светского. В Художественном музее имени Нестерова редкая экспозиция: тридцать семь полотен футуриста Давида Бурлюка, прожившего в Уфе несколько лет. В Музее археологии и этнографии — коллекция сарматского золота. Она была открыта при раскопке Филипповских курганов, в соседней Оренбургской области башкирскими археологами.

Театров в столице Башкортостана множество — Оперы и балета, Национальный молодежный, Русский драматический, Театр кукол, татарский театр «Нур» и другие.

Но я остановлюсь подробнее на Башкирском театре драмы имени М. Гафури.

Национальный башкирский театр тоже более мечтательный, более созерцательный, менее социально ориентированный, чем татарский. Много лет Башдраму возглавлял великолепный артист Олег Ханов. Посмотрите на него в роли Креона в спектакле Фарида Бикчентаева «Антигона». Сегодня Башдрамой руководит лауреат «Золотой маски» Айрат Абушахманов. Внутри Башкортостана Абушахманова знали уже давно, Россия узнала, когда его «Зулейха открывает глаза» объехала почти все крупные фестивали. Масса впечатлений от спектаклей приходится на сценографию Альберта Нестерова. Его работы на большой сцене космичны, похожи на величественные архитектурные здания. Также в репертуаре Башдрамы можно увидеть спектакли Ильсура Казакбаева, который очень интересно работает с текстами современных драматургов. Кстати, в одном из его спектаклей есть ироничная реплика, связанная с памятником Юлаеву.

А еще Башдрама раз в несколько лет проводит фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», и это биеннале — всегда большой праздник для театров Башкортостана, Татарстана, Алтая, Казахстана и Кыргызстана.

В следующий свой приезд в Уфу я обязательно отправлюсь на Чертово городище и Лысую гору! Сейчас, как говорят, это еще одна смотровая площадка. А во времена Ногайской орды здесь была зимняя ставка хана.

Комментарии

Оставить комментарий