Автор

Молодость — всё

В этой истории про старшеклассников, внезапно организовавших рок-группу, кажется, нет ничего нового. Первое впечатление обманчиво, хотя , драматургическая схема довольно долго транслирует канон молодежного музыкального фильма, причем не нового, а узнаваемого, из прошлого. Смесь советского «Розыгрыша» с французским сериалом «Элен и ребята».

Школьники внезапно собирают рок-группу, им дают место для репетиций — 505 класс, инструменты, просят выступить на отчетном концерте о воссоединении района с областью, но не с тем репертуаром, что они хотят, а про «родные березы», спущенные сверху начальством. Навязанный «квасной» патриотизм ребят не радует. Они бунтуют, потому что хотят говорить своим голосом и свои слова, а не повторять чужие. Директриса пыталась шантажом вынудить ребят доносить друг на друга, но финальное выступление нравится представителям ГорОНО, и директрисе, приходится смириться с тем, что в школе есть такая музыкальная группа

Каждый небольшой эпизод спектакля обозначен новой темой по литературе, написанной на доске. «А он мятежный просит бури: тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, «Бунтующее сердце (образ Базарова)», «Образ революции в поэме А. Блока “12”».

Все замкнуто на школе, на 505 классе, где репетируют, а также на предстоящем концерте на модном фестивале. За старшее поколение отвечают учитель литературы по прозвищу Борода и директриса — Валентина Герасимовна, у которой тоже есть кличка – Вобла. В центре будут три относительно талантливых школьника со своим желанием успеха, любви, признания. Фил, потому что Филиппов (Егор Строков) – солист, гитарист, типичный хорошист, Конь, потому что Коняев (Алесь Снопковский) – басист, наверно, перебивается с тройки на двойку, и Ася Ковалёва (Любовь Яковлева) — барабанщица, отличница с косичками.


Фото — В. Постнов.

Друзья, любовь, собственные амбиции — выбирай сам, что тебе важно. Но если не можешь отказаться сразу доносить на своих друзей, то, подумав, хотя бы напиши на доске «Нет Вобле», как ответ на шантаж директора. Ходульный образ директрисы Воблы — Валентины Герасимовны очень узнаваем, хотя, казалось бы, этот типаж в сером костюме с кичкой и зализанными, как будто намертво приклеенными к черепу седыми волосами, навсегда ушел из наших школ, уступив место современным карьеристкам, умело манипулирующим подростковыми симпатиями. Но нет. Антонина Введенская ведет свою роль, не скатываясь в карикатуру, не позволяя себе проявлять античеловеческие черты, ее директрисе не стоит сочувствовать, ее не должно быть жалко, ее мотивы понятны, но неприемлемы. Такое решение роли намеренное, чтобы зритель точно знал, за кем правда.

Остальные персонажи – разносторонние. Ася Любови Яковлевой, местная отличница, претендентка на золотую медаль — девочка с напряженным лицом, оказывается тонким психологом, разбирающейся в людях. В группе она играет на перкуссии. С ее динамичного монолога о свободе личного «я» история приобретает индивидуальные черты. Она цитирует Сартра и вообще умничает, но именно ее бунт двигает сюжет.

Конь – персонаж Алеся Снопковского – сначала кажется примитивным задавакой, стремящимся к всеобщему вниманию, умеющим шутить, но часто токсичным, а не смешным. Но и ему, несмотря на достаточно едкие и агрессивные шуточки, отводится роль того, кто не донес; не предателя и, что важно в этой истории, настоящего друга.

У Фила Егора Строкова обаятельная улыбка, он не может быть лидером этой компании, потому что особых свойств нет, и актеру приходиться играть хорошего парня, в меру улыбчивого, смущающегося. Не о чем было бы говорить, если бы ни его финальная попытка переосмыслить себя и свои поступки или стихов со словами «Пусть все будут “за”, а я буду “против”». Песен, сочиненных Дмитрием Мульковым, много, и их легко растащить на цитаты. Все атрибуты потенциального театрального хита на месте — обаятельные симпатичные герои, запоминающиеся тексты и даже группа фанаток на втором показе спектакля уже имеется.


Фото —В. Постнов.

Мечту выступить на рок-фестивале ребята тоже осуществляют, причем, не на ворованные деньги (эпизод, мельком просвистевший по краю сюжета, его быстро разрешили, взяв деньги у доброхота-учителя). Много динамичных песен разнообразят тривиальный сюжет, но не только они. То, что отличает этот спектакль, и ради чего его и стоит смотреть — новые обстоятельства нашей реальности. Нет, о «сво» речь не идет, но навязываемый патриотизм – уже достаточный маркер современности. Подросткам удается отстоять себя не потому, что они бунтуют, а потому что хорошо видят разницу между любовью и имитацией, истинной заботой родителей (которые существуют по касательной в этой истории, чаще как токсик-люди) и их эгоистичным желанием осуществлять свои мечты в детях.

Сюжет, впрочем, не долго держит внимание, а вот нюансы и то, что за рамками сюжета, создают пространство для размышлений. Неожиданно «выстреливает» тема доноса и жизни после. «Борода» рассказывает, что когда-то на него был написан донос, который привел к потере друзей, любви, карьеры. Только теперь он узнает, кто был автором доноса, и это в очередной раз ломает его устоявшуюся жизнь. Молодость, оборванная доносом, наконец, его «отпустила», он узнал правду.Молодость — все.

Борода Игоря Головина, незаметно поддерживающий ребят, делает важный для себя вывод. Хоть и слишком поздно, но делает. В финальном монологе учитель дарит ребятам гитару нежного бело-голубого цвета, наверное, какой-то очень крутой фирмы и, наверное, с суперзвуком.

Головин играет серьезного, немного усталого человека, слишком долго разбирающегося в себе и в своей жизни. Для построения объемной роли явно не хватает материала, но актер создает образ того, кто правильно выбирает себе преемников, тех, чей бунт может состояться и принести успех на рок-фестивале как минимум.

Комментарии

Оставить комментарий