Не в себе
Весь июнь на «Точке доступа» можно было узнать, каково это — «Быть Ариэль Ф». Проект Симона Сенна с «Theatre Vidy-Lausanne», Центром исполнительских искусств «Le Grutli» и «Theatre du Loup» оставил много вопросов, вернуться к которым можно в конце июля, когда состоится последняя встреча со швейцарским перформером и его моделью.
Наш групповой чат с Симоном происходит в зуме.
Здесь Симон рассказывает нам про то, как какое-то время назад для работы приобрел цифровую модель обнаженного женского тела в специальном сервисе. Причем хотел-то он мужскую, но подходящих ему по размеру моделей просто не оказалось. Так в его распоряжении оказалось женское тело по имени Ариэль, Симон его доработал, «подогнал по размеру», надел датчики и VR-очки и оказался внутри чужого тела, получив возможность им управлять. Симон говорит о том, каким волнующим и странным, поначалу пугающим, был для него этот опыт. Об общении с психотерапевтом, в этом разговоре она говорит Симону, что наша первичная идентичность — «не мужская и не женская», мы тоже слышим. А еще о том, как Симон решил найти модель (ею оказалась лондонская студентка факультета промышленного дизайна) для того, чтобы поговорить с ней и убедиться, что не делает с ее «двойником» ничего такого, что было бы неприятно ей самой и попросить разрешение на использование ее дубля в своем проекте.
Сцена из спектакля. Скриншот.
Рассказ сопровождается видеокомментариями, демонстрацией тела Ариэль в свернутом виде и того, как оно разворачивается, когда Симон надевает датчики и VR-шлем, того, как он видит себя в этом теле. На наших глазах возникает гибридное тело, гибридный полиморф: женское тело соединено с мужской головой. Еще Симон красится и немного танцует в теле Ариэль и для Ариэль — в режиме прямого эфира.
Вторая часть перформанса — разговор со зрителями, в котором участвует не только Симон, но и сама «Ариэль», приятная девушка лет двадцати пяти.
Почти два года этот проект существовал офлайн. Торгда не только Симон, но и некоторые из зрителей могли примерить тело Ариэль и побыть ею. В своем же нынешнем виде это не столько опыт, сколько его реконструкция. И в реальное настоящее время его выводит только чат со зрителями.
Да, это симпатичный опыт, у которого сразу несколько аспектов: этический, правовой, художественный. Он возбуждает в твоей голове много мыслей о телесности, ее границах, расширении этих границ; о публичном и приватном, о взаимоотношениях художника и модели, стремящихся к горизонтальности; о праве использования изображения чужого лица и тела в публичном пространстве. Симон в числе прочего рассказывает о своих запросах юристам. Или же мы видим кадры выступления активистки, рассказывающей о случаях похищения изображений женских лиц в соцсетях и порнографического их использования.
И все же эта встреча оставляет чувство неудовлетворенности.
Сцена из спектакля. Скриншот.
Может быть, потому, что подобный опыт телесной трансгрессии, который предпринял Саймон, — это только начало движения вглубь, к ядру идентичности. И вот куда продвинулся Симон в своем исследовании, так и осталось непонятным.
Было чувство, что в режиме вопросов-ответов мы утыкались в некий дружелюбно воздвигнутый политический барьер из безличных: «это было мило», «это было волнующе», «это было приятно». Словно перформер и Ариэль решили остаться в формате «презентации».
При том что вопросы были вполне любопытные: о страхе, о доверии, о том, как относятся к опыту Симона и «Ариэль» их друзья и партнеры, о том, что чувствует Симон, когда покидает тело Ариэль, и не похоже ли это на смерть, о том, не хотел бы Симон сделать свою цифровую копию и подарить ее Ариэль. Зрители задавали их дипломатично, не вторгаясь в личные границы участников.
Разумеется, арт-практики не обязательно связаны с травмой или запретом. Перформанс Симона поднимает вопрос прав и границ: телесных, этических, политических — не только своих, но Ариэль, любого человека сегодня. Не всегда преодоление этих границ изнутри или, напротив, вторжение извне травматично и разрушительно. Не всегда и не везде гетеросексуальный парень, которому понравилось носить женскую одежду, — это «караул» для его семьи. Но если так, то перформер становится исследователем. И мы, будучи лишенными возможности самим «побывать Ариэль», хотим лучше узнать, куда продвинулся Симон в своем исследовании.
Комментарии
Оставить комментарий