Автор

От Пермских богов до Культурной революции

Своеобразие Перми определялось разными факторами. Сначала — географическим положением: широкая судоходная Кама в отсутствие сухопутных дорог была водным путем, по которому осуществлялось освоение Урала и Сибири, а затем отправлялись в центр плавучие караваны с пушниной. В месте впадения в нее речки Егошихи был построен медеплавильный завод, давший начало будущей Перми. Промышленность и торговля — вот два первых «кита» города, получившего свидетельство о рождении в 1723 году. Планировка и строительство города осуществлялось по методу Петербурга: улицы прокладывались либо параллельно Каме, либо пересекались с ними под прямым углом. Пермь становится «перекрестком» на пути из Европы в Сибирь и обратно. По Сибирскому и Соликамскому трактам (теперь улицы города) идут на каторгу арестанты. (По легенде, именно декабристами был разбит сквер около городской тюрьмы.) Пермь тоже становится местом ссылки. Именно ссыльный поляк Пиотровский открывает в городе первый книжный магазин (1856). На перекрестке XIX и XX веков Пермь испытывает настоящий культурный бум и в итоге обзаводится собственным театром (1870) и университетом (1916). И это третья опорная конструкция, на которой держится город. В Перми сильна литературная мифология. Пермяки всерьез уверены, что действие «Трех сестер» Чехова происходит в Перми, а сестры Циммерман, содержавшие гимназию, — прообразы трех сестер. Практически доказано, что пастернаковский город Юрятин из «Доктора Живаго» — это Пермь. Пермяки гордятся своей Художественной галереей, где выставлены уникальные пермские боги — деревянные скульптуры христианских святых, с узнаваемыми коми-пермяцкими лицами, собранные по северным селам. Пермские боги и пермский балет — культурные бренды советского периода, которые во многом стали следствием второй волны культурного «вторжения», а именно эвакуации в Пермь Кировского балета и Русского музея в годы войны. В 2008–2012 годах в городе происходит «культурная революция» (третье «вторжение»), возглавляемая Борисом Мильграмом и Маратом Гельманом при поддержке губернатора Олега Чиркунова. Меняется облик города, меняются культурные тренды.


«Пермские ворота» — художественный проект Николая Полисского, созданный в 2011 году для Пермского музея современного искусства PERMM.
Материал еловые бревна.

Город получил «прививку» актуального искусства — это сказалось и в появлении Музея современного искусства, и в изменении городской среды (от пресловутых «красных человечков» до «Длинных историй» на многокилометровых пермских заборах), и в фестивальном буме («Белые ночи в Перми», «Текстура», «Пространство режиссуры», «Территория», «Большая перемена»), и в появлении новых арт- и театральных пространств.

Сегодня театральная Пермь открыта для новых театральных форм и способов их организации. Самые современные театральные организмы, как ни парадоксально, — театр оперы и балета и «Театр-Театр», наиболее «возрастные» и заслуженные. Это связано, в первую очередь, с креативным художественным руководством (и с финансированием, конечно). Современная драма находит себе место на камерных площадках негосударственных и студийных театров. Привычным стал жанр читки (прежде в всего в «Новой драме»). Появились пермские спектакли-«бродилки» («Location»). Все чаще возникают отдельные акции и перформансы в независимых локациях, таких как завод Шпагина, частная филармония «Триумф», Центр городской культуры. В то же время часть театров находится в «зоне стабильности» — ТЮЗ, театр «У моста». Театральная жизнь пестра. Самый неоднозначно воспринимаемый спектакль на сегодня — «Пермские боги» Волкострелова в «Театре-Театре».

Пермский академический театр оперы и балета — старейший театр города. Открылся в 1870 году оперой Глинки «Жизнь за царя». Каменный театр, построенный в 1878-м, претерпел несколько реконструкций и остается одним из самых красивых зданий города. А окружающий его Театральный сквер — одно из самых любимых мест пермяков. И даже белый непременный Ильич смотрится здесь уютно и по-домашнему. Это старый центр города. Все рядом — и первая аптека, и первый книжный магазин, и библиотека, и почта. В квартале от театра располагается хореографическое училище, появившееся здесь в годы войны благодаря эвакуации в Пермь (тогда Молотов) Кировского театра. В 1970-е годы Пермский балет стал брендом, а в 1990-е в театре заявила о себе новая оперная режиссура. С 2011-го по 2019 год театр возглавлял Теодор Курентзис, который сделал его местом культурного паломничества, принес ему несколько «Золотых масок» (оперы «Королева индейцев», «Травиата», «Жанна на костре» и др.), поднял на небывалую ранее высоту уровень Дягилевского фестиваля, но одновременно взял курс на разрушение репертуарного театра. В итоге его знаменитые спектакли шли крайне редко, иногда после премьеры исчезая из репертуара на полгода и больше. После ухода маэстро в афише театра остались «Сад осьминога» и «Путешествие в страну джамблей» — современные спектакли для детей, другие оперные постановки «периода Курентзиса» законсервированы. Зато восстанавливаются прежние названия («Так поступают все женщины»). В театре сильная балетная труппа, представляющая «Баядерку» и «Шахерезаду», нынешних номинантов на «Золотую маску», балеты Баланчина. В репертуаре театра — спектакль-променад «Location», явно вдохновленный променадами «Rimini Protokoll». Театром в данное время руководит директор Андрей Борисов, советником по творческим вопросам стал музыкальный критик Дмитрий Ренанский, главным режиссером — Марат Гацалов.


Архитектурный проект Новой сцены Пермского театра оперы и балета.

В старинном театральном здании чувствуется атмосфера позапрошлого века — лестницы, зеркала, ковры. Балконы, ярусы, партер и амфитеатр, расписной плафон-потолок и прекрасная люстра. По поводу театрального буфета мало что имею сказать, обычно на посещение его не хватало времени. В театре продается стильная сувенирная продукция. Вообще дизайн афиш и логотип театра стильный и современный. В 2020 году планируется начать строительство новой сцены театра, концепция которой уже представлена пермской общественности.

Пообедать и выпить чашку кофе можно на Сибирской, выше театра, а также свернув направо по улице Ленина — там целый квартал заведений общественного питания, на любой вкус и карман.


В 2019 году оратория «Жанна на костре» дважды стала лауреатом «Золотой маски». Фото — архив театра.

Пермский академический «Театр-Театр» был организован в 1927 году на основе Театра рабочей молодежи. Бывшие ТРАМовцы и составили ядро труппы. Театру было отдано одно из красивейших зданий города — особняк Любимовой (сейчас там располагается ТЮЗ), где драма провела тридцать счастливых лет своей жизни (1952–1982). Старые театралы еще помнят балкон (сейчас он исчез, помещение перестроено под требования детского театра), где можно было за двадцать копеек в последнем ряду посмотреть в пятый раз «Сирано де Бержерака», «Стеклянный зверинец» или «Продавца дождя». Театром последнюю четверть XX века руководил Иван Бобылев, который сделал его центром притяжения пермской интеллигенции и студенчества. В 1990-е времена переменились, системный кризис накрыл и пермскую драму (с трудом осваивавшую огромное стеклобетонное строение на эспланаде). Новый период начался в 2004 году, с появлением у руля театра Бориса Мильграма, который предъявил городу две первые премьеры — оперу «Владимирская площадь» (режиссер Владислав Пази) и собственную программную «Чайку», — заложив таким образом два ведущих репертуарно-эстетических курса обновленного театра: курс на музыкальный спектакль (для широкого зрителя) и курс на авангард (для реализации режиссерских амбиций). Эти линии иногда сходились в одной точке, но чаще расходились. Театр поменял название и дизайн, обзавелся собственным оркестром и омолодил труппу. Открылась «зеленая улица» для режиссеров-экспериментаторов. В 2008 году малая сцена театра была переформатирована в «Сцену-молот» (молот — во многом символ Перми: от парового молота — советского символа города, до его названия в период 1940–1957 годов —Молотов) — площадку для постановки российской «новой драмы» («Собиратель пуль» Юрия Клавдиева — один из первых спектаклей). Прошло пятнадцать лет. За это время театр стал обладателем нескольких «Золотых масок», получил признание театрального сообщества, вырастил поющую труппу. Воспитал своего зрителя. Стал осторожнее подходить к приглашению постановщиков. При всем при том последние премьеры театра демонстрируют устойчивое следование заявленному ранее курсу: мюзикл «Винил», рок-опера «Джезус крайст», музыкальный спектакль «Летучий корабль» (зрительские радости и гордость труппы), «Пермские боги», «Конец игры» Беккета, «Дом Бернарды Альбы» (территория актерских и режиссерских поисков). Сцена-молот поменяла концепцию — теперь это пространство для работы молодых сил труппы — режиссеров-магистрантов, студентов и недавних выпускников Бориса Мильграма-педагога.


Вход в театр и фойе «Сцены-молот».

Что смотреть

1. Мюзиклы. «На всякого мудреца довольно простоты» (несмотря на ироничную музыкальную обертку, сохранил горькую начинку драматурга, прекрасные костюмы, достойные актерские работы). «Джезус крайст» (этапная музыкальная работа для театра, Альберт Макаров в роли Иуды). «Винил» (возможности новой трансформирующейся сцены, молодая энергетика «стиляг»). «Летучий корабль» (постановка Дамира Салимзянова, а значит — весело, азартно, драйвово, молодые актеры в главных ролях).

2. Немюзиклы. «Дом Бернарды Альбы» (очень красивая визуальная составляющая, неожиданно «светлая» режиссерская концепция трагедии Лорки). «Пермские боги» — эксперимент Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной, сопряжение театра с музеем. Попытка создать особую среду, создающую возможность контакта сегодняшнего пермяка и его безымянного коми-пермяцкого предка (ставшего моделью деревянной скульптуры), ощущение себя частью чего-то древнего и одновременно настоящего.

В буфете можно выпить чашку кофе с пирожным (обойдется в триста рублей), а также приобрести брендовую сувенирную продукцию театра.

Пообедать можно в кафе «Гала» — на противоположной стороне улицы Ленина — либо в KFC (ТЦ «Пирамида»).


«Пермские боги». Режиссер Дмитрий Волкострелов. «Театр-Театр». Фото — архив театра.

Пермский театр кукол был создан в 1937 году и первые двадцать лет не имел собственного помещения, функционируя как передвижной коллектив. Лишь в 1959-м он въехал в здание бывшего Пересыльного замка постройки конца XIX века (как раз на Сибирском тракте, по которому прошли и народовольцы, и последующие поколения ссыльных), перестроенное под театральные нужды. Так в Перми появилось одно из самых удобных сценических помещений для кукольного театра. Театр развивался в общем русле советского театра кукол, ориентируясь на театр им. Образцова. В 1983 году в Пермь приехали режиссер Игорь Игнатьев с художницей Анной Игнатьевой. Этот творческий тандем привнес собственную неповторимую эстетику и определил дальнейшее движение коллектива. Удивительно, но в театре до сих пор живет спектакль «Маша и медведь» в постановке Игнатьевых. Другое яркое режиссерское имя — Александр Янушкевич (представитель белорусской «кукольной» школы), возглавлявший труппу в 2014–2016 годах. Вместе с художницей Татьяной Нерсисян он поставил не только знаменитую «Толстую тетрадь», принесшую театру «Золотую маску», но создал настоящий театральный «воображариум». В настоящее время театром руководит Дмитрий Вихрецкий, который взялся за дело основательно, солидно, по-хозяйски (при нем обновился фирменный стиль театра, началась долгожданная реконструкция здания, омолодился состав труппы), а своей художественной задачей (как просматривается) определил создание оригинального репертуара, опирающегося на серьезные литературные тексты (многие ставятся в куклах впервые) и эксперименты в жанре мюзикла — «Вино из одуванчиков», «Волшебный напиток», «Крошка Цахес».

Что смотреть

«Меня зовут Лек» (тонкий, нежный спектакль Янушкевича о жизни мотылька). «Не любо — не слушай» (народная феерия Вихрецкого по сказам Шергина), «Левша» (изобретательное сочинение с использование кукол и предметов в режиссуре Петра Зубарева).

Ближайшее место для обеда — «Хуторок» на Сибирской, через дорогу от театра.


«Меня зовут Лек». Режиссер Александр Янушкевич. Пермский театр кукол. Фото — архив театра.

Театр юного зрителя появился в Перми в 1964 году и первое время квартировал вместе с театром кукол в здании бывшего Пересыльного замка, а в 1987 году вселился в историческое здание постройки рубежа XIX–XX веков — особняк Любимовой. Как всякий детский театр советского времени, ТЮЗ выпускал подростковый и детский репертуар. В 1980-е подули ветра перестройки, а в Пермь приехал молодой амбициозный режиссер Михаил Скоморохов со своей командой актеров. Ему-то и суждено было совершить переворот в ТЮЗе. Первый же спектакль «Ах, Невский!», по мотивам «Петербургских повестей» Гоголя, предъявил зрителю другой (молодежный и взрослый) репертуар и новую (для того времени) небытовую эстетику. Потом были «Кандид», «Багровый остров», «Идиот», легендарные «Вальпургиева ночь» и «Чонкин». С тех пор прошло тридцать лет. Период «бури и натиска» давно закончился. Театру остро не хватает современных пьес для разговора с подростками. Из последних названий на это претендует только «Гудбай, Берлин!». В коллективе несколько лет назад начиналась традиция режиссерских и драматургических лабораторий, но она была прервана. При всем при том театр продолжает держать планку в тех жанрах, с которыми хорошо умеет работать. И лучшие спектакли по-прежнему поставлены Михаилом Скомороховым.

Что смотреть

«Золоченые лбы» — лукавая, но и с грустинкой, сказка-лубок о русском характере. «Господа Головлевы» — история известного семейства (печальная и местами светлая), в центре которой оказывается не Иудушка, а «друг маменька», замечательная актерская работа Елены Бычковой. «Сказки про ежика в тумане» — какой-то очень личный и философско-лиричный спектакль. Смотреть его приходят маленькие зрители с родителями, и театр серьезно, без назидания и сюсюканья говорит с ними о жизни.


Пермский Театр юного зрителя — бывший особняк Е.И. Любимовой.

Пообедать можно на Сибирской улице (от театра влево). Либо пойти вправо по Екатерининской, которая через два квартала выведет вас к Комсомольскому проспекту. А там все есть.

Балет Евгения Панфилова и театр «У Моста» — дети «перестроечных» восьмидесятых. Оба театры авторские, созданные яркими, пассионарными личностями. Евгения Панфилова давно нет в живых, а Сергей Федотов по-прежнему во главе созданной им империи.

Балет Евгения Панфилова, заявивший своей эстетической платформой танец модерн, отсчитывает свой возраст с 1987 года. Среди самых известных работ — «Бабы. Год 1945» (группа «Балет толстых», «Золотая маска»), «Клетка для попугаев», «Ромео и Джульетта». Евгений Панфилов был хореографом, художником, исполнителем своих балетов. После ухода мастера из жизни коллектив продолжил работу под руководством Сергея Райника. Театр долго искал свое новое лицо, приглашая для сотрудничества молодых современных хореографов. Кажется, в последнее время усилия начинают приносить плоды.

Что смотреть

Вечер одноактных балетов «Литературный курс» (идея и постановка Дмитрия Антипова, который вдохновлялся не только текстами Агаты Кристи, но и живописью Пикассо и Магритта). «Ромео и Джульетта» (хореография Евгения Панфилова).

Своей прокатной площадки театр не имеет. Чаще всего спектакли театра можно видеть на сцене Дворца им. Гагарина (ул. Мира, 39).

Театр «У Моста» открылся в 1988 году только что опубликованным тогда «Мандатом» Эрдмана и за три десятилетия прошел путь от скромного любительского коллектива, занимавшего закуток Дворца телефонного завода, до широко известного «мистического» бренда, выстроил в здании бывшего клуба свой маленький Версаль. Здесь особый репертуар — Гоголь, Булгаков, Макдонах (открытый театром для российского зрителя). Все, что несет в себе зерно иррационального, открывает «бездны», пугает и сводит с ума, получает здесь право на воплощение. Тут и «Дракула» с «Мефистофелем», и Достоевский с Салтыковым-Щедриным, приправленные толикой Гофмана. Впрочем, находится место и для Чехова с Шекспиром. Хотя, на мой взгляд, Горький здесь смотрится более органично. Театр обладает собственной эстетикой — это такой «реализм эпохи постмодерна», в котором натурализм актерского существования густо замешан с жанровым абсурдом. У театра имеется «Золотая маска».

Что смотреть

Прежде всего, спектакли по Макдонаху — «Калека с Инишмана», «Череп из Коннемары», «Красавица из Линэна».

Ближайшие точки общепита находятся чуть выше театра, на Монастырской улице.


Пермский театр «У Моста».

Негосударственные театры

По старшинству первой следует назвать «Большую стирку», заявившую о себе в 1992 году. Театр был создан режиссером Дмитрием Заболотских как «контрактный», поэтому не имеет постоянной труппы, как и собственного помещения. Его с полным основанием можно назвать литературоцентричным, поскольку основой спектаклей чаще становится качественная проза («Танго» по Набокову), поэзия («Черным по белому» по Саше Черному), а иногда и документ («Вся Пермь», «Техника молодежи»). В последние годы здесь сформировалась своя творческая команда, состоящая из актеров разных театров города.

Что смотреть

«Техника молодежи» (очень смешной ностальгический спектакль о советской утопии, основанный на материалах журнала «Техника молодежи»). «Брут. История собаки» (выдающаяся актерская работа Александра Смирнова).

Спектакли театра можно увидеть в помещении Дома актера. Адрес: ул. Ленина, 64. Ближайшие места, где можно поесть, — «Хуторок», «Чайхана», «Пельменная № 2», ТЦ «Колизей», ТЦ «Айсберг».

Камерный театр «Новая драма» возник как самостоятельный творческий проект Мариной Оленевой и ее учеников, вышедших из театра-студии КОД и Пермского института культуры. Первый спектакль — «Август» (2002) по пьесе Т. Хмелева. Отличительные признаки театра — крохотное пространство, дух студийности, современный репертуар и открытость к новым эстетическим веяниям. Знаковые спектакли — «Облом-off», «Пеньки», «Пленные духи», «Лейтенант с острова Инишмор», «Летели качели».

Что смотреть

«Летели качели» (удивительно точная современная интонация, легкость существования актеров, точные и остроумные режиссерские метафоры). «Море» (перевод и режиссура Арсения Бехтерева, выпускника Марины Оленевой, а ныне студента курса Андрея Могучего в РГИСИ. Первая постановка пьесы Юна Фоссе в России).

Адрес: ул. Сибирская, 29. Дворец детского (юношеского) творчества города Перми, третий этаж.


«Летели качели». Режиссер Марина Оленева. Камерный театр «Новая драма». Фото — архив театра.

Театр кукол «Карабаска» состоит всего из двух человек — режиссера и актера Андрея Тетюрина и актрисы (она же директор) Натальи Красильниковой. Коллектив существует с 2004 года. Поскольку у театра нет собственного помещения, то увидеть его спектакли можно чаще на различных театральных фестивалях, чем в родном городе. «Карабаска» сотрудничает с лучшими режиссерами и художниками «кукольного» театрального сообщества — Сергеем Брижанем, Верой Задорожней, Евгением Ибрагимовым, Олегом Жюгждой.

Что смотреть

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (спектакль-номинант «Золотой маски»), «Прошу разрешения на жизнь» (тонкий спектакль о хрупкости человеческой жизни — для самых маленьких).

Актеров театра «Карабаска» можно увидеть также в спектаклях Пермского театра кукол.

Театр кукол «Туки-луки» организован актером Пермского театра кукол Сергеем Кудимовым из выпускников его заочного курса ПГИК в 2006 году. В настоящее время костяк театра по-прежнему составляют ученики Кудимова, хотя мастер ушел из жизни. «Туки-луки» — прежде всего команда молодых людей, которые все делают сами: режиссируют, играют, пишут пьесы, создают куклы и декорации, шьют костюмы, сочиняют песни. В этом их сила, в этом их уязвимость. Это единственный из негосударственных театров Перми, работающий регулярно наравне с государственными репертуарными театрами. У него свой, «окраинный», зритель, поскольку прокатная площадка находится не в центре города (в отличие от других театров). В спектаклях театра ценны особые искренность и музыкальность.

Что смотреть

«Маленькие трагедии» (соединение живого плана и кукол разных систем), «Записки сумасшедшего» (моноспектакль Ярослава Колчанова), «Люди и птицы» (уличное шоу на ходулях).

Адрес: 1) ул. Мира, 39. Малый зал ДК Гагарина. 2) ул. Качалова, 10. Каморка «Туки-луки» (совсем маленькое пространство с репертуаром для самых маленьких).

Ближайшее место, где можно перекусить, — ТЦ «Столица».

Театральные фестивали

Международный Дягилевский фестиваль (с 2003 года). Создавался Георгием Исаакяном как международный симпозиум «Дягилевские чтения» с театральной программой. С 2012 года под руководством Теодора Курентзиса превратился фактически в фестиваль-лабораторию актуального музыкального искусства. Имеет высочайший уровень, огромный резонанс и очень дорогие билеты. Ближайший фестиваль состоится 12–21 июня 2020 года.

Международный фестиваль моноспектаклей Моноfest (с 2014 года) — наследник проекта 1990-х «В начале было слово…». Ближайший фестиваль состоится 22–25 мая 2020года.

Международный фестиваль Мартина Макдонаха проводится раз в два года с 2014-го. Это проект театра «У моста» и Сергея Федотова. Ближайший фестиваль пройдет 1–7 октября 2020 года.

Всероссийский фестиваль-конкурс профессиональных театров «POST ФАКТ» прошел впервые 4–8 октября 2019 года. Он был задуман и осуществлен Борисом Мильграмом и Олегом Лоевским как конкурсный показ спектаклей, попавших в лонг-лист «Золотой маски». Кроме того, там была предложена серьезная программа работы со зрителем. «POST ФАКТ» занял место Международного фестиваля «Пространство режиссуры» (2007–2018), имевшего беспрецедентное влияние на театральное искусство Перми. Вероятно, с точки зрения создателей идея исчерпала себя. Но все-таки очень жаль «Пространство». Будет ли «POST ФАКТ» иметь продолжение? Об этом пока не сообщается.

Традиционны для пермского театрального сообщества краевые фестивали, организацией которых занимается местное отделение Союза театральных деятелей: «Волшебная кулиса» и «Соленые уши». «Волшебная кулиса» представляет собой второй этап краевого фестиваля-смотра премьер сезона профессиональных театров «Театральная весна», который имеет семидесятилетнюю историю. Раз в два года лучшие спектакли театров края собираются в Пермь на конкурный просмотр. Пятнадцатый по счету фестиваль прошел в ноябре 2019 года. «Соленые уши» — ежегодный фестиваль театральных капустников профессиональных театров края. Весной 2020 года пройдет XIV фестиваль, посвященный творчеству Ильфа и Петрова.


Неприметный вход в знаменитую «Пельменную № 2» на пр. Ленина: около 20 разновидностей пельменей в сопровождении "разгонной" и "на посошок".

Комментарии

Оставить комментарий