Вернувшиеся. Часть 1
Недавно мы писали о том, что из-за карантина и в отсутствие финансовой поддержки негосударственные театры Петербурга оказались на грани закрытия. После того как карантин продлили до 20 сентября, уже руководители пятнадцати гостеатров и концертных залов выступили с письмом к губернатору Беглову с требованием открыть театры с условием соблюдения всех норм рассадки и мер предосторожности, которые приняты в Москве. Однако Роспотребнадзор намекает, что скоро надо ждать новой вспышки заболеваний, даже предсказывает конкретную дату, 20 сентября, когда «последние станут первыми». Тем самым давая понять, что прежде всех закроют тех, кого открыли в последнюю очередь. Вчера на Change.org возникла петиция зрителей – за открытие театров в Петербурге. А сегодня в сми прошла информация о том, что «Смольный готовится снять запрет на работу фуд-кортов, кинотеатров и концертных залов с 12 сентября, если не произойдет ухудшения эпидемиологической ситуации». О театрах – ни слова.
В регионах — чересполосица решений местных властей, надо думать, не без связи с конкретной эпидемиологической ситуацией.
Говорят, что только угрозы художественного руководителя «Коляда-театра» Николая Коляды начать индивидуальную голодовку заставили прислушаться к его требованиям чиновников Екатеринбурга. В течение карантина Коляда вел платные кулинарные мастер-классы, чтобы поддержать артистов своей труппы.
Именно независимые театры, обладающие большей мобильностью принятия решений, нежели госструктуры, нашли подчас остроумные выходы из положения: делали променады, играли спектакли во дворах и парках. Например, все тот же Коляда в августе играл по три спектакля в день в Екатеринбургском ЦПКиО. Театр «Провинциальные танцы» показал #коппелия_бот в постановке Александра Пепеляева на Летней эстраде Литературного квартала.
Там же, где театры пока не работают для зрителей, их руководители проводят закрытые лаборатории. Одна из них недавно прошла в Нижнем Тагиле. Другая — в Кудымкаре в Коми-пермяцком драматическом театре.
Мы решили посмотреть, какие театры открылись или готовы открыться в регионах и пройти по карте России с Востока на Запад, от Тихого океана до Атлантического.
Сахалинский театральный центр имени А. П. Чехова начал играть спектакли уже в августе, а в сентябре покажет премьеру осени 2019 года — «Вторник короткий день» в постановке Александра Созонова. Героиня пьесы, «беспокойная» мать взрослого сына-наркомана ездит челночить в Китай, где заводит отношения с китайским работником сферы обслуживания.
Приморский театр Молодежи во Владивостоке уже в августе начал проводить открытые читки пьес современных авторов у себя во дворике. А 12 сентября откроется премьерой «Анны Франк» Аси Волошиной в постановке Виталия Дьяченко.
Приморский театр драмы откроется премьерой «Мастера и Маргариты» бессменного Ефима Звеняцкого.
Хабаровский театр кукол готовит 12 сентября «Большое открытие» для основных своих зрителей 6+.
Хабаровский краевой театр драмы 26 сентября сыграет мюзикл-байопик «Муравьев. Граф Амурский» о первом губернаторе Восточной Сибири. Здесь же с 17 сентября пройдут гастроли петербургского ТЮЗа им. Брянцева. Хабаровчанам покажут «Бедную Лизу», «Зимнюю сказку» и прочее.
27 августа губернатор Красноярского края подписал указ об открытии кинотеатров и театров. Красноярский ТЮЗ начал продажу билетов и откроется 11 сентября легендарной «Алиsой» Романа Феодори.
«Самый северный» Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского начнет сезон 19 сентября премьерой «Теленка золотого» (именно так, в инверсии) в постановке Якова Ломкина. Инсценировку писал драматург Андрей Иванов, автор пьес «(С) училища» и «Это все она».
Театрально-зрелищные предприятия Томска закрыты для зрителей. Но Томский ТЮЗ проводит документальную лабораторию для детей от семи до двенадцати лет — «Когда мама была маленькой». Ее участники и кураторы, а это драматург Алексей Житковский и режиссер Марфа Горвиц, с 5-го по 30 сентября примут участие в подготовке спектакля, в основу которого лягут реальные семейные истории.
Новосибирские театры заработают в начале сентября. Но вообще-то «Красный факел» начал играть спектакли и концерты еще в конце июля —в кафе на Летней веранде. На в сентябре сразу две большие премьеры - 19го "Дело" Сухово-Кобылина в постановке Дмитрия Егорова, 25го «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта в постановке Глеба Черепанова. На фотографиях — артисты в ультра-масочном гриме, подобный был в постановке «Оперы нищего» Ярославского театра драмы им. Волкова, где режиссер апробировал брехтианский «код».
«Глобус» откроет новый сезон 10 сентября «Пианистами» Бориса Павловича, спектаклем, принесшим театру «Золотую маску» в 2019 году. А 23, 24 сентября здесь премьера. Драматурги Екатерина Бондаренко и Андрей Иванов написали пьесу «Танго морген, танго пли», в основе которой документальные свидетельства из истории Новосибирска в годы войны. Режиссер — Анастасия Патлай.
В театре «Старый дом» сцена на реконструкции. С 22 сентября труппа начнет играть спектакли на площадках ДК и концертных залов.
«Первый театр» тоже открывается премьерой 10, 11 сентября. Это спектакль-тренинг хореографа Александра Андрияшкина «Теория Счастья и Свободы (практика неудачников)».
18 сентября начнут работать театры Омска.
Первой премьерой сезона в Омском театре драмы станет «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта в постановке Анджея Бубеня, премьера которого планировалась еще 28 марта, но состоится 22 сентября.
Театры Кургана закрыты, но театр кукол «Гулливер» в августе организовал кино- и театральные показы у себя во дворе, а 27, 29 и 30 августа здесь планировали сыграть «Историю одной встречи» в постановке петербургского режиссера и актрисы БТК Надежды Мошкиной.
Тюменский БДТ тоже готовит премьеру. 4, 5 сентября здесь «Восемь женщин» (как уточняют, «оригинальная версия» театра) в постановке режиссера и хореографа Сергея Захарина.
А Театральный центр «Космос» в Тюмени, кажется, и вовсе не останавливал работу на время карантина. Здесь регулярно проводились онлайн-лекции и читки, подготовили спектакль-аудиопроменад «Гражданин С»/12+, путешествие в девяностые в сопровождении героя по имени Саня. Автор текста — Валерий Шергин.
Переходим к Уралу.
Челябинский Театр драмы имени Наума Орлова пока закрыт для зрителей, но тоже выступил в формате спектакля-экскурсии. «С театром на прогулку» — променад по улицам Челябинска, в течение которого зрителям рассказывают, как жизнь города и театра отразились друг в друге и в истории.
В Молодежном театре Челябинска открытие сезона запланировано на 18 сентября спектаклем «Как слониха упала с неба» Кейт Ди Камилло в переводе Ольги Варшавер и постановке Ивана Пачина.
Как я уже сказала, «Коляда-театр» с августа играл свои спектакли в шатре в ЦПКиО, по три в день, один детский утренник и два взрослых вечерника. Но 3 сентября откроет зрительный зал премьерой «Картины» по своей же пьесе.
«Центр современной драматургии» откроется 5 сентября – лабораторией «Мой Екб», эскизами пьес «про любимый город».
В Свердловской драме пока затишье.
Театр кукол Екатеринбурга тоже пока не спешит объявлять афишу сентября, но готовится провести Х Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий» с 10 по 14 сентября. В афише много классных имен и названий.
Драматический театр имени Мамина-Сибиряка в Нижнем Тагиле открывается 9 сентября бессмертной и хлебной «Ханумой».
Пермский край, похоже, опередил всех. Закрытую предпремьеру оперы для драматических артистов «Антигона» в постановке Романа Феодори Театр-театр сыграл в августе. 1–4 сентября ее покажут зрителям.
Ольга Шайдуллина на сайте театра говорит: «Опера “Антигона” написана специально для Пермского академического “Театра-Театра”. В октябре 2019-го, задолго до пандемии, мы придумали художественное пространство спектакля — город, разрушенный гражданской войной, где жителям физически тяжело дышать. Это затрудненное дыхание стало отправной точкой в звуковом «коде». Этот тяжелый вдох и выдох — символ, метафора и одновременно звук времени».
Пермская опера откроется 4 сентября одноактными балетами Дж. Баланчина «Серенада» и «Аполлон Мусагет».
А Пермский ТЮЗ начнет работать 16 сентября на сцене Театра кукол, первый спектакль сезона — репертуарный хит «Продавец дождя» в постановке Михаила Скоморохова.
21 августа открылись театры Республики Коми. На сцене Театра драмы имени В. Савина (Сыктывкар) прошла сдача премьеры Молодежного театра «СКТВКР» в постановке Максима Соколова В основу спектакля о городе легли реальные монологи жителей республики.
Продолжение следует
Комментарии
Оставить комментарий